Синоптики недавно решили напомнить петербуржцам, когда в Северной столице наступает сезон белых ночей. До этого момента, как оказалось, еще больше недели. Да, несмотря на то, что уже сейчас вечерняя темнота наступает заметно позже и многие жители из-за этого ворочаются без сна. О самом светлом периоде Петербурга в году, и о том, как лучше в это время высыпаться – в этом выпуске.
Официально белые ночи проявят себя в городе на Неве и в ближайших его окрестностях с 11 июня и продлятся до второго июля. Об этом на днях рассказал научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд. Самой светлой окажется ночь с 21-го на 22-ое июня. Сколько будет гуляющих тогда по нашему городу.
Но если оставить в стороне романтическую составляющую этого явления в северной части России, то некоторые люди с грустью Вздохнут. Ведь в этот период нарушается сон, и как следствие – организм больше утомляется, человек не может порой сосредоточиться и становится даже раздражительным.
Врачи не скрывают, что постоянное присутствие света действительно опасно. Это возбуждает нашу нервную систему, сбивает биоритмы, к которым организм успел привыкнуть за долгие месяцы. В результате – сон перестает быть нормальным. Человек либо поздно ложится, либо раньше встаёт, либо просыпается несколько раз за ночь.
Что же делать, когда нужно спать, но не спится? С этим вопросом мы обратились к врачу-сомнологу из Петербурга Павлу Кудинову:
– Самое главное – это режим, потому что, когда у нас светлое время становится дольше, люди автоматически пытаются лечь спать попозже и не успевают осознать, когда наступает ночь. Соответственно, нужно практически по будильнику всегда в одно и то же время вставать и стараться в одно и то же время лечь. Если человек заранее, до наступления белых ночей, начал вырабатывать для себя режим, он всегда будет примерно в одно время хотеть спать и просыпаться, независимо от того, светло за окном или нет.
Конечно, большинство из нас люди, как говорится, нормальные. Нам что снег, что дождь, что белые ночи. Кроме того, жители северных регионов России, в том числе, Петербурга, почти на генном уровне привыкают к белым ночам и не чувствуют никакого дисбаланса. Но что же делать тем "белым воронам", которым никакой режим сна не помогает хорошо выспаться? Практические советы дает врач-сомнолог:
– Просто в субботу и воскресенье, в праздники и выходные или во время отпуска, всегда нужно вставать и ложиться в одно и то же время. Если, несмотря на это, режим сна у человека сбивается, то для того, чтобы свет не мешал спать, его нужно убрать. Плотно зашторивать окна, не смотреть в экраны телефонов и телевизоров хотя бы за полчаса до сна.
Безусловным помощников в период белых ночей также может стать тканевая маска на глаза. А днем глазам помогут излишне не напрягаться солнцезащитные очки.
К слову, полная темнота ночью нам нужна для того, чтобы в организме вырабатывался важнейший гормон – мелатонин, в нужной пропорции. Он-то помогает человеку быть здоровым и устойчивым к стрессам. Бессонная ночь, в любом случае, не пройдет для нас бесследно. Будем клевать носом на работе, в общественном транспорте или того хуже – за рулем. Такие водители на дороге – точно слабое звено. У них может быть нарушена координация, внимание, что все вместе повышает аварийность на дорогах. Этот факт нам подтверждает и сомнолог Павел Кудинов:
– Недосып приводит к существенному снижению реакции. Соответственно, это менее безопасное вождение и риски засыпания за рулём. Особенно, этот вопрос касается езды в пробке или на дальние расстояния, когда снижается концентрация внимания. Можно выехать на встречку или не заметить поворот. Риск ДТП больше, чем у человека в алкогольном опьянении. Если водитель существенно недосыпает, спит по два-три часа за ночь, то риск внезапного засыпания за рулём очень высокий
Кроме белых ночей, сонливость появляется ещё у тех людей, которые сильно храпят по ночам и периодически перестают дышать. По сути, ночь они проводят в неправильном сне.
Некоторые специалисты считают, что белые ночи, как белый яд, плохо влияют и на систему углеводного обмена в организме. Но это уже другая история.