Найти тему
Все о танках

Советский танк - НЛО "Об-279"

Оглавление

Объект 279 — советский тяжёлый танк, разработанный в 1957 году в Ленинграде конструкторским бюро во главе с Ж. Я. Котиным. Ведущим конструктором проекта являлся Л. С. Троянов. Танк предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности.

Информация

-2

Танк был спроектирован по классической схеме общей компоновки. Оригинальные конструктивные решения позволили получить наименьший заброневой объём (11,47 м³) среди всех тяжёлых танков. Его корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида.

Броневой корпус и башня

Броня танка на чертежах
Броня танка на чертежах

Корпус танка был сварен из четырёх крупных литых броневых элементов криволинейной формы. Толщина лобовой брони корпуса более чем в два раза превышала аналогичный показатель корпуса танка Т-10М и составляла 269 мм. Верхняя лобовая деталь с максимальной толщиной 192 мм была наклонена под углом 60° от вертикали, а бортовые детали толщиной 182 мм — под углом 45°. Максимальная толщина литой башни сферической формы по всему её периметру составляла 305 мм при угле наклона 30°. Снаружи корпус танка и борта башни имели несъёмные тонколистовые противокумулятивные экраны, дополняющие их обводы до вытянутого эллипсоида. Принятая схема бронирования обеспечивала надёжную защиту лобовой части танка и его бортов от 122-мм бронебойного и 90-мм кумулятивного снарядов на всех дальностях стрельбы.

Вооружение

130 - на резная пушка танка об-279 М-65
130 - на резная пушка танка об-279 М-65

Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней 14,5-мм пулемёта КПВТПушка имела систему продувки канала ствола сжатым воздухом. В боевом отделении были размещены двухплоскостной стабилизатор «Гроза», оптический прицел-дальномер ТПД-2С, ночной прицел ТПН и механизированная укладка снарядов и зарядов с электромеханическим досылателемБоекомплект пушки состоял из 24 выстрелов раздельно-гильзового заряжания.

Применяемые боеприпасы

Для стрельбы по бронированным целям применялись выстрелы 53-ВБР-482 с бронебойно-трассирующим снарядом 53-БР-482 со взрывателем ДБР и полным переменным зарядом 54-ЖН-482. По живой силе противника и небронированным целям стрельба должна была вестись выстрелами 53-ВОФ-482В с осколочно-фугасными гранатами 53-ОФ-482М со взрывателем РГМ-2 и полным переменным зарядом 54-ЖН-482 или выстрелами 53-ВОФ-482ВУ с осколочно-фугасными гранатами 53-ОФ-482М и переменным зарядом 54-Ж-482У[2].

В конце 1959 г. в НИИ-24 для пушки М65 был разработан бронебойный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном

-5

Модификации

На базе пушки М-65 была разработана её модификация, получившая внутризаводское обозначение М-65ГЛ. Основным отличием М-65ГЛ от базового образца являлся калибр 140 мм и гладкий ствол. Дульный тормоз не устанавливался, а полная длина ствола была увеличена на 1250 мм. В пушке М-65ГЛ планировалось применение оперённых подкалиберных бронебойных снарядов массой 10 кг. Пушку предполагалось устанавливать в танки Объект 278Объект 279 и Объект 770. Кроме того, М-65ГЛ предлагалась к установке в СУ-152 «Таран» вместо пушки М-69, однако, данное предложение не получило одобрения в НИИ-24, так как изменение калибра потребовало бы перекомпоновать САУ и привело бы к сдвигу установленных на разработку сроков более чем на год

-6

Двигатель

В танке устанавливался 16-цилиндровый Н-образный четырёхтактный дизельный двигатель ДГ-1000 (950 л. с.) или 2ДГ-8М (1000 л. с.) с горизонтальным расположением цилиндров и эжекционной системой охлаждения. Однопоточная гидромеханическая трансмиссия включала двухреакторную комплексную гидропередачу, планетарную коробку передач с тремя степенями свободы и двухступенчатые ПМП. Для изменения скорости движения танка использовались три передачи переднего хода, при этом переключение двух высших передач было автоматизировано.

Ходовая часть

В ходовой части применялась нерегулируемая гидропневматическая подвеска и ленточный четырёхгусеничный движитель. В состав двигателя входили 4 гусеничные ленты с закрытым металлическим шарниром, 4 ведущих колеса, 4 направляющих колеса, 24 опорных катка малого диаметра и 12 поддерживающих катков. Подобными по системе жидкостной подвески Объекту 279 являются японский танк Type 74 и шведский Stridsvagn 103.

Ходовая часть была смонтирована на двух продольных пустотелых балках, которые выполняли роль топливных баков. Конструкция гусеничного движителя обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Она исключала посадку танка на днище при преодолении вертикальных препятствий (надолбыпниежи). Среднее давление на грунт составляло всего 0,6 кгс/см², то есть приближалось к аналогичному параметру лёгкого танка. Это был уникальный образец тяжёлого танка повышенной проходимости.

Благодаря оригинальным техническим решениям ходовая часть этого 60-тонного танка была даже на 0,5 т легче, чем у танка Т-10М. Однако конструкция ходовой части была сложной в эксплуатации и ремонте в полевых условиях, ограничивала возможность уменьшения высоты танка при дальнейшей модернизации и имела большие потери мощности в гусеничном движителе, особенно при движении в распутицу. Ещё одним серьёзным недостатком четырёхгусеничной ходовой части являлось сопротивление повороту, в 12 раз превосходящее величину для аналогичного танка, выполненного по классической схеме.

Другие системы

Танк оснащался системами ПАЗ, ППОТДАОПВТ и системой обогрева боевого отделения. Экипаж состоял из четырёх человек.

В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка ещё двух танков не была завершена.

Итоги проекта

Единственный экземпляр уникального танка Объект 279 сегодня экспонируется в Бронетанковом музее в Кубинке. В архиве Минобороны РФ остались уникальные киносъёмки ходовых испытаний данного танка.