Винить кого-либо - занятие неблагодарное и непродуктивное. Заклеймили, показали пальцем, определили виновного, дальше что?
На секунду станет легче и быть может возникнет вздох облегчения, что виновата не я.
А дальше выяснится, что все осталось на своих местах. И страхи, и травмы, и слепые пятна, и отсутствие элементарных навыков, таких необходимых в жизни.
Вина сама по себе предполагает, что вначале были ожидания, которые не оправдались. И от этого наступает злость.
Особенно, когда ожидалось от матери всего-то навсего человеческое отношение к ребенку. А вместо этого было насилие, психологическое или даже физическое, манипуляции, обесценивание. Многие не могут простить такого своим родителям и сильно винят их за жестокое обращение.
Чувствует ли сама мать какую-то вину? Если у нее расстройство нарциссического спектра, то почти наверняка нет. Она беспокоится, как она выглядит в глазах окружающих и занята манипуляциями , заставляя ближайшее окружение плясать под ее дуду. Если попытаться предъявить эту вину, она даже не поймет, о чем идет речь.
Если у матери было какое-то другое пограничное расстройство, из-за которого она жестоко обращалась со своим ребенком, смутную вину она может чувствовать, но скорее всего вытеснит и спроецирует на вас же или кого-то из близких. В таких женщинах слишком мало взрослости и осознанности, чтобы они могли понять свои чувства, особенно вину и сожаления о том, что творили в прошлом.
Если мать находится в настоящей клинической депрессии, она погружена в вину, причем свою, иррациональную. И вряд ли доступна для общения и обсуждения того, что было в Вашем детстве. Она теперь сама нуждается в поддержке.
Куда же девать ту злость, которая поднимается из-за обиды на мать?
Осознавать, проживать, контейнировать, выписывать в дневник, писать терапевтические письма, отвечать себе на вопросы. Работать со своими чувствами.
Я умышленно не пишу про прощение, ведь это не действие, а результат. Когда вместо захлестывающего гнева на мать остается понимание и грусть. Понимание, что не могла она по-другому поступать, не знала как и не имела ресурса. Проявляла свою любовь и заботу как могла. Спасибо, что не зашибла, как говорится. И грусть от того, что было так, как было, что детские ожидания и стремления не сбылись.
А также заметить свою способность выжить и стать человеком , вырасти из тяжелого детства, стать самому себе поддерживающим родителем. Знание о том, что можешь такое пережить - само по себе огромный ресурс.