Главный герой фильма – главарь банды, которая занимается грабежом и убийствами, они насилуют женщин и врываются в чужие дома. В них нет ничего святого, лишь животные инстинкты и страсть к «ультра насилию».
Картина поставлена так, что всё, что происходит на экране, время от времени комментирует закадровым голосом центральный персонаж. Его зовут Алекс, он живёт с родителями, учится в школе и промышляет вышеизложенными делишками.
Он рассказывает нам о том, что больше всего на свете он любит «старое доброе ультра насилие», «так называемое всунь-высунь» и музыку Людвига Ван Бетховена. Алекс и его банда часто захаживают в специальный бар, где пьют молоко и обсуждают свои планы на вечер.
Но однажды вольготная жизнь заканчивается, главаря подставляют подельники, и он садится в тюрьму, где его окружают закоренелые бандиты и больные извращенцы. И где ни о каком перевоспитании и речи быть не может…
В одном из кратких изложений, я читал характеристику «Заводного апельсина» как философского сюжета о бесполезности существующей системы наказаний. Маргинальное поведение среди молодёжи нельзя искоренить в местах лишения свободы, - там криминальное мышление лишь крепнет и, выйдя на волю, большинство уже никогда не сможет жить нормальной жизнью.
В то же время и идея «Заводного апельсина», по которой преступников не наказывают, а лечат – так же не достигает результатов, поскольку то самое общество, что ещё вчера осуждало молодого негодяя, уже сегодня ему сочувствует и делает из него национального героя.
Всем этим «народным мнением» управляют политиканы и финансовые воротилы, для которых вообще не важно сколько народу убил и изнасиловал Алекс, если его можно использовать как козырь в предвыборной агитации.
Более чем выразительно это характеризует сцена, где министр кормит убийцу с ложечки и собирает в его честь пресс-конференцию, предварительно договорившись о «взаимовыгодной дружбе».
Таким образом, на мой взгляд, фильм не только о бесполезности пенитенциарной системы, он ещё и о социальной проблеме скудоумия и инертности масс, а также о кукловодах, которые сидя на верхушке пищевой пирамиды, манипулируют народной стихией так, как если бы люди были изделиями из глины.
Раз за разом, они скармливают народу зрелища в виде ряженых преступников, убивающих под звуки девятой симфонии Бетховена, создают новый вид наказания ради выборов и ради следующих выборов этот же новый вид наказания упраздняют.
А people, тем временем, продолжает хавать всё это д… и никак не желает заводить своего собственного царя, в своей собственной голове.
Словом, «Заводной апельсин» это кладезь метафор и философского смысла.