Мысли о малышке не давали спецназовцу покоя. А когда он узнал, что случилось с её мамой, то принял отчаянное решение.
Нормальному человеку говорить и даже думать о событиях 2004 года в Беслане тяжело. Но несколько дней назад Интернет облетела вот эта фотография:
И это настоящая ода жизни, которая продолжается несмотря ни на что. Красоте, которая способна вырасти из пепла. Дружбе. Силе. Мужеству.
Это история, рассказанная уже тысячу раз, заслуживает тысяча первого рассказа. И сто тысяч первого.
Пару на фото вы уже наверняка видели. В том злополучном сентябре этот снимок моментально облетел планету и стал одним из символов бесланской трагедии:
Боец спецназа Эльбрус Гогичаев бережно несёт на руках шестимесячную Алёну Цкаеву. Алёнина мама - героиня. Но крошка об этом, конечно, пока не знает.
Фатима Цкаева привела на сентябрьскую линейку трёх своих детей. Для старшей, девятилетней Кристины, начинался новый учебный год. А для младших - трехлетнего Махарбека и полугодовалой Алёны - это должно было стать просто интересным и красивым событием.
Что из этого вышло - знаете сами. Не буду набрасывать пустословных эпитетов.
2 сентября Руслан Султанович Аушев совершил невозможное - уговорил террористов отпустить женщин с грудничками. Это был шанс для Фатимы и маленькой Алёны. Когда мам с детьми стали выводить, Фатима попыталась спасти вместо себя старшую дочь - отдала ей Алёну и отправила на выход. Но террорист в дверях тут же усмотрел подмену - "Так не договаривались!". Школьников никто не собирался выпускать.
Кристину вернули в зал, а Алёну вынес из школы сам Руслан Аушев. И передал её в руки лейтенанту Гогичаеву.
На следующий день Фатима и Кристина погибли под обломками во время взрыва в школе. Перед этим женщина успела спасти Махарбека и ещё нескольких детей, вытолкнув их через разбитое окно спортзала - "Бегите!".
А Эльбрус отнёс Алёну в здание местной администрации - в расчёте на то, что там родным будет проще её найти. Говорят, когда Гогичаев попытался оставить девочку, чтобы вернуться к школе, она начала горько плакать и долго не хотела его отпускать.
Мысли о малышке не давали Эльбрусу покоя. А когда он узнал, что мама девочки погибла, то даже спать перестал. Посоветовавшись с женой, спецназовец принял отчаянное решение. Он не знал, есть ли у Алёны отец. Если бы оказалось, что девчушка осталась одна, семья Гогичаевых бы её удочерила. Была бы лапочка-дочка к двум родным сыновьям.
Правда, когда удалось найти бабушку и дедушку девочки, всё тут же прояснилось - у Алёны и Махарбека был родной папа, и оставлять детей он не собирался.
Шли годы. В 2008 году Эльбрус Гогичаев побывал еще в одном пекле - в Цхинвале. А в 2010 уволился со службы. Но всё это время он не забывал про Алёну - периодически звонил и спрашивал, как у нее дела. Всё ли хорошо.
В 2014 году Эльбрус и Алёна встретились лично - впервые за десять лет, и то лишь благодаря настойчивости корреспондента Нелли Бетчер. До этого Гогичаев раз за разом упорно отказывался - не только от встреч, но и в целом от общения с прессой:
"Не надо из меня героя делать, я просто свою работу выполнял. Пишите об Аленке. Ведь это действительно настоящее чудо, что она выжила".
После той встречи Алёна стала видеться со своим "дядей Эльбрусом" чаще.
И вот в мае 2021 года - новый и закономерный эпизод этой истории. Алёна закончила школу.
"Можно сказать, что в моей жизни он [Гогичаев] всегда присутствовал - интересовался моими успехами. Поэтому мне было важно, чтобы дядя Эльбрус пришёл на выпускной. Он согласился, сказал, что с удовольствием придёт. То, что произошло 16 лет назад, навсегда сблизило нас, но осознала я это, конечно, только когда повзрослела".
И "дядя Эльбрус" пришёл. Не мог не прийти.
Сегодня Алёна - уже совсем взрослая, красивая девушка. Впереди у неё целая жизнь, которую сделали возможной Герой Советского Союза Руслан Аушев и лейтенант милиции Эльбрус Гогичаев.