Франшизы популярны не только у нас, но и во всем мире. Много известных брендов в разных сферах бизнеса выбрали такой путь развития. Но, как всегда, там, где есть спрос и выгода, растет и число мошенников. Есть ли способ заработать на франшизе и не потерять деньги?
Понятие и примеры успешных франшиз
Говоря простыми словами, франшиза – лицензия, которая позволяет франчайзи (получателю) вести бизнес по схеме, отработанной франчайзером (владельцем). Здесь имеется ввиду полная упаковка: бизнес-процессы, ноу-хау, товарный знак и так далее.
Вы приобретаете готовую модель, которая уже зарекомендовала себя на рынке. Это значит, что начать работу можно гораздо легче, ведь не придется сражаться за узнаваемость и совершать ошибки, которые из-за незнания нюансов, могут дорого стоить.
Конечно, это все не бесплатно. Сначала придется купить лицензию, а потом выплачивать ежемесячную сумму по условиям франчайзера – роялти.
В зависимости от сферы бизнеса франшизы бывают:
- Товарные
- Производственные
- В сфере услуг
Кроме преимуществ, важно учитывать и недостатки такой модели.
- Помимо платы за лицензию и роялти, возможны расходы на рекламу, которые привязываются к обороту.
- При выборе производственной франшизы обязательно соответствие стандартам и уровню качества франчайзера.
- Если вы выбираете торговую франшизу, то у вас будут обязательства по объему продаж.
- Вы не можете самостоятельно вносить изменения даже в те процессы, которые кажется вам несовершенными. То же касается и уникальных «фишек» для бизнеса.
Популярных франшиз достаточно много:
- Papa John’s
- IL Патио
- Додо пицца
- Cofix
- Шоколадница
- McDonald’s
- KFC
- Burger King
- Subway
Исходя из того, какие гиганты строят бизнес по подобной схеме, многие бизнесмены, особенно начинающие и горячие, стремятся к тому, чтобы повторить успех крупных компаний. Но в этой сфере легко стать добычей мошенников и потратить деньги впустую.
Ненастоящие франшизы
Если обратить внимание на успешные франшизы, отмеченные выше, то понятно, что стать владельцем такого бизнеса может крупная компания, которая уже достаточно распространена и известна.
Однако, в последнее время появились целые мошеннические схемы, которые пообещают вам несметные богатства и баснословную прибыль, а по факту помогут остаться без гроша.
Суть такого «бизнеса» в следующем. Популярные в сети блогеры, коучи, бизнес-тренеры и иные обладатели модных профессий, пользуясь большим количеством подписчиков, открывают бизнес под своим брендом.
Как правило, это что-то очень легкое и не требующее больших затрат: кофейня, студия йоги, маникюрный салон, шоурум, фастфуд и так далее. Легкое, потому что здесь речь не идет о каких-либо серьезных процессах в виде производства с большими площадями и сложным оборудованием.
На таком бизнесе особо не заморачиваются. Потому что его задача не приносить прибыль, а стать основой для франшизы. И вот, поработав совсем небольшое время и даже не удосужившись стать сетью, держатель такого «бизнеса» начинает продавать франшизы.
Помогает ему в этом известность в соцсетях, а лояльные последователи рады вложить деньги и приобщиться к звезде. Конечно, при таком раскладе, когда сам франчайзер еще слишком мало времени на рынке, не имеет сети, отлаженных бизнес-процессов, подготовленных обучающих материалов, технологических карт и так далее, он не может передать опыт франчайзи. Просто потому, что передавать нечего.
Но это не мешает ему обещать колоссальные прибыли и брать деньги за лицензию, а по факту за наименование будущего объекта. Причем, как правило, стоимость лицензии такова, что, если вложить столько денег в свой бренд, получится открыть не одно подобное место.
Вот и все. Вы покупаете бренд лидера мнений и остаетесь один на один с проблемой. Вас никто не контролирует, это хорошо. Но никто не учит, не помогает, не рекламирует. По сети гуляет огромное количество историй и роликов о разорившихся франчайзи.
Масштаб потерь доверчивых людей огромен настолько, что иногда складывается впечатление, что честных вариантов покупки франшизы не осталось. Но это не так, важно просто знать некоторые правила.
Купить франшизу и не дать себя обмануть
Вот основные способы перестраховаться от потерь и строить бизнес с таким франчайзером, который будет вам в помощь:
1. Бренд должен быть на слуху
Нельзя покупать то, о чем никто не знает или покупать бренд, о котором знает узкий круг лиц. Видя список успешных франшиз, становится понятно, какого уровня известность требуется бренду, чтобы имело смысл в него вкладываться.
2. Бизнес должен быть сложным
Нет смысла покупать франшизу точки с кофе на вынос. Вы сами сумеете найти подходящее место, приобрести или взять в аренду кофе-машину и начать работать. Тоже самое касается студии танца, маникюрного салона и прочих простых вариантов.
Смысл купить франшизу есть, когда предстоит выстроить целый бизнес-процесс, затраты на старт существенные, а схема работы сложная.
3. Количество объектов
Поинтересуйтесь у владельца франшизы, сколько точек он открыл лично сам и сколько они проработали перед тем, как франшиза начала продаваться. Если речь идет об 1-2 точках, которые проработали считанные месяцы, то не стоит тратить деньги. Франчайзер еще сам ничего не знает о бизнесе, а значит и вам помочь ничем не сможет.
4. Сходите в разведку
Посетите уже открытые по этой франшизе объекты. Хорошо, если они есть в зоне вашей досягаемости. Если нет – также повод задуматься. Конечно, здесь не идет речь о ситуации, когда вы собираетесь привезти в страну или город новую крупную франшизу.
5. Посмотрите рекламу
Серьезные франчайзеры вкладываются в рекламу. Им важна узнаваемость бренда, и они активно продвигаются, даже несмотря на достигнутую популярность.
6. Просто поговорите
Любое сотрудничество начинается с переговоров. Если франчайзер говорит по делу, оперирует конкретными цифрами и понятиями, четко ставит рамки и готов требовать соблюдения стандартов даже в мелочах, то это хороший знак. Если диалог строится в режиме «вы, главное, лицензию купите», то продолжать его не стоит.
Франшиза – это проверенная временем бизнес-модель. Зарекомендовав себя в качестве успешной, она привлекла множество мошенников, которые наживаются на доверии, в первую очередь начинающих, бизнесменов.
Важно помнить, что серьезный и расчетливый подход в принятии решений – большой шаг к успеху в будущем.