Найти в Дзене
Profit Time

Бизнес на франшизах: реальность или сказка?

Оглавление
https://www.sostav.ru/app/public/images/news/2017/06/29/compressed/Depositphotos_78102754_m-2015.jpg
https://www.sostav.ru/app/public/images/news/2017/06/29/compressed/Depositphotos_78102754_m-2015.jpg

Франшизы популярны не только у нас, но и во всем мире. Много известных брендов в разных сферах бизнеса выбрали такой путь развития. Но, как всегда, там, где есть спрос и выгода, растет и число мошенников. Есть ли способ заработать на франшизе и не потерять деньги?

Понятие и примеры успешных франшиз

https://planfact.io/blog/media/1482/kakuyu-franshizu-vybrat-preimushchestva-franshizy.jpg
https://planfact.io/blog/media/1482/kakuyu-franshizu-vybrat-preimushchestva-franshizy.jpg

Говоря простыми словами, франшиза – лицензия, которая позволяет франчайзи (получателю) вести бизнес по схеме, отработанной франчайзером (владельцем). Здесь имеется ввиду полная упаковка: бизнес-процессы, ноу-хау, товарный знак и так далее.

Вы приобретаете готовую модель, которая уже зарекомендовала себя на рынке. Это значит, что начать работу можно гораздо легче, ведь не придется сражаться за узнаваемость и совершать ошибки, которые из-за незнания нюансов, могут дорого стоить.

Конечно, это все не бесплатно. Сначала придется купить лицензию, а потом выплачивать ежемесячную сумму по условиям франчайзера – роялти.

В зависимости от сферы бизнеса франшизы бывают:

  • Товарные
  • Производственные
  • В сфере услуг

Кроме преимуществ, важно учитывать и недостатки такой модели.

  • Помимо платы за лицензию и роялти, возможны расходы на рекламу, которые привязываются к обороту.
  • При выборе производственной франшизы обязательно соответствие стандартам и уровню качества франчайзера.
  • Если вы выбираете торговую франшизу, то у вас будут обязательства по объему продаж.
  • Вы не можете самостоятельно вносить изменения даже в те процессы, которые кажется вам несовершенными. То же касается и уникальных «фишек» для бизнеса.

Популярных франшиз достаточно много:

  • Papa John’s
  • IL Патио
  • Додо пицца
  • Cofix
  • Шоколадница
  • McDonald’s
  • KFC
  • Burger King
  • Subway

Исходя из того, какие гиганты строят бизнес по подобной схеме, многие бизнесмены, особенно начинающие и горячие, стремятся к тому, чтобы повторить успех крупных компаний. Но в этой сфере легко стать добычей мошенников и потратить деньги впустую.

Ненастоящие франшизы

https://franshiza.ru/files/news/zenia/02.032018/franshizy_v_rossii_rynok_klonov_1.jpg
https://franshiza.ru/files/news/zenia/02.032018/franshizy_v_rossii_rynok_klonov_1.jpg

Если обратить внимание на успешные франшизы, отмеченные выше, то понятно, что стать владельцем такого бизнеса может крупная компания, которая уже достаточно распространена и известна.

Однако, в последнее время появились целые мошеннические схемы, которые пообещают вам несметные богатства и баснословную прибыль, а по факту помогут остаться без гроша.

Суть такого «бизнеса» в следующем. Популярные в сети блогеры, коучи, бизнес-тренеры и иные обладатели модных профессий, пользуясь большим количеством подписчиков, открывают бизнес под своим брендом.

Как правило, это что-то очень легкое и не требующее больших затрат: кофейня, студия йоги, маникюрный салон, шоурум, фастфуд и так далее. Легкое, потому что здесь речь не идет о каких-либо серьезных процессах в виде производства с большими площадями и сложным оборудованием.

На таком бизнесе особо не заморачиваются. Потому что его задача не приносить прибыль, а стать основой для франшизы. И вот, поработав совсем небольшое время и даже не удосужившись стать сетью, держатель такого «бизнеса» начинает продавать франшизы.

Помогает ему в этом известность в соцсетях, а лояльные последователи рады вложить деньги и приобщиться к звезде. Конечно, при таком раскладе, когда сам франчайзер еще слишком мало времени на рынке, не имеет сети, отлаженных бизнес-процессов, подготовленных обучающих материалов, технологических карт и так далее, он не может передать опыт франчайзи. Просто потому, что передавать нечего.

Но это не мешает ему обещать колоссальные прибыли и брать деньги за лицензию, а по факту за наименование будущего объекта. Причем, как правило, стоимость лицензии такова, что, если вложить столько денег в свой бренд, получится открыть не одно подобное место.

Вот и все. Вы покупаете бренд лидера мнений и остаетесь один на один с проблемой. Вас никто не контролирует, это хорошо. Но никто не учит, не помогает, не рекламирует. По сети гуляет огромное количество историй и роликов о разорившихся франчайзи.

Масштаб потерь доверчивых людей огромен настолько, что иногда складывается впечатление, что честных вариантов покупки франшизы не осталось. Но это не так, важно просто знать некоторые правила.

Купить франшизу и не дать себя обмануть

https://topfranchise.ru/upload/medialibrary/67f/67fdf3f4cdbd0a5a67e8e710a35497c6.jpg
https://topfranchise.ru/upload/medialibrary/67f/67fdf3f4cdbd0a5a67e8e710a35497c6.jpg

Вот основные способы перестраховаться от потерь и строить бизнес с таким франчайзером, который будет вам в помощь:

1. Бренд должен быть на слуху

Нельзя покупать то, о чем никто не знает или покупать бренд, о котором знает узкий круг лиц. Видя список успешных франшиз, становится понятно, какого уровня известность требуется бренду, чтобы имело смысл в него вкладываться.

2. Бизнес должен быть сложным

Нет смысла покупать франшизу точки с кофе на вынос. Вы сами сумеете найти подходящее место, приобрести или взять в аренду кофе-машину и начать работать. Тоже самое касается студии танца, маникюрного салона и прочих простых вариантов.

Смысл купить франшизу есть, когда предстоит выстроить целый бизнес-процесс, затраты на старт существенные, а схема работы сложная.

3. Количество объектов

Поинтересуйтесь у владельца франшизы, сколько точек он открыл лично сам и сколько они проработали перед тем, как франшиза начала продаваться. Если речь идет об 1-2 точках, которые проработали считанные месяцы, то не стоит тратить деньги. Франчайзер еще сам ничего не знает о бизнесе, а значит и вам помочь ничем не сможет.

4. Сходите в разведку

Посетите уже открытые по этой франшизе объекты. Хорошо, если они есть в зоне вашей досягаемости. Если нет – также повод задуматься. Конечно, здесь не идет речь о ситуации, когда вы собираетесь привезти в страну или город новую крупную франшизу.

5. Посмотрите рекламу

Серьезные франчайзеры вкладываются в рекламу. Им важна узнаваемость бренда, и они активно продвигаются, даже несмотря на достигнутую популярность.

6. Просто поговорите

Любое сотрудничество начинается с переговоров. Если франчайзер говорит по делу, оперирует конкретными цифрами и понятиями, четко ставит рамки и готов требовать соблюдения стандартов даже в мелочах, то это хороший знак. Если диалог строится в режиме «вы, главное, лицензию купите», то продолжать его не стоит.

Франшиза – это проверенная временем бизнес-модель. Зарекомендовав себя в качестве успешной, она привлекла множество мошенников, которые наживаются на доверии, в первую очередь начинающих, бизнесменов.

Важно помнить, что серьезный и расчетливый подход в принятии решений – большой шаг к успеху в будущем.