Импрессионизм, кубизм или абстрактное искусство - многие называют это "мазней", лишают права именоваться искусством. Проще понять реализм - он говорит о том, что вокруг, о знакомом, которые обличено в ясные формы реального мира.
О том, почему реальный мир изображать художникам стало неинтересно, я уже рассуждала в одной из статей. Но это совсем не значит, что они этого делать не умели. Большинство мастеров, которых относят к авангардистам, начинали с классической школы живописи, были художниками по профессии. Они тоже создавали реалистичные, понятные работы, но просто пошли дальше, превращая искусство в философию, стараясь выйти за рамки понятного и очевидного.
Но что доказывать словами, когда можно показать. Давайте посмотрим вместе, с чего же начинали творцы современного искусства.
Василий Кандинский
Начнем с отца абстрактной живописи. Он начал учиться живописи достаточно поздно, уже в 30-летнем возрасте, и закончил Мюнхенскую Академию Художеств. Естественно, начинал он с обычной реалистичной живописи, создавая прекрасные пейзажи или, например, портрет Габриэлы Мюнтер.
Уже потом он начал увлекаться теорией и захотел избавить живопись от форм привычного мира. Так появились его знаменитые абстрактные композиции, где каждый цвет, каждая форма и линия имеют смысл и несут определённую эмоцию, которые свободны от копирования реальности и глубоко духовны. Свои идеи он поместил в трактате "О духовном в искусстве".
Клод Моне
А что же легендарный Клод Моне - один из идеологов импрессионизма? Неужели его "живопись впечатления" была вершиной, а "нормальную" живопись он не мог создать? Вот и нет, уже в 18 лет он создавал прекрасные реалистические пейзажи. Например, такой:
Однако когда он приезжает в Париж, общается с местными художниками и погружается в эту жизнь, рождается импрессионизм.
Эдвард Мунк
Создатель знаменитого "Крика" пришел к экспрессионизму не сразу. В юности он учился в Королевской школе рисунка и уже тогда продавал первые работы. Это были милые пейзажи и портреты.
Но через 10 лет Мунк станет одним из родителей экспрессионизма, который ставил на первое место изображение духовного мира человека, мира эмоций, чувств и переживаний.
Пабло Пикассо
Самый значимый художник 20 века, конечно, тоже умел рисовать. О том, что научился он еще в 8 лет, а затем в 14 с лёгкостью поступил в Школу изящных искусств, я уже рассказывала.
Первые его работы - это прекрасные психологические портреты.
Но затем начинаются напряженные художественные поиски. Творчество Пикассо пережило 9 периодов, одной из вершин стало рождение кубизма.
Анри Матисс
Прежде, чем выйти на художественную сцену, Анри Матисс много учился: у художников-академистов, в Школе изящных искусств. И конечно, он владел всеми законами классической живописи.
Но потом Анри Матисс станет одним из первых "наивных" художников, займется исследованиями чистого цвета и как будто забудет все, чему учился у академистов. Но это только кажется, ведь создавать новое можно лишь тогда, когда знаешь старое, но перерос его.
Пит Мондриан
Пит Мондриан вырос в семье художников и сам пошел по стопам отца, поступив в Академию изящных искусств в Амстердаме. Долгое время он создавал прекрасные пейзажи, потом увлекался импрессионизмом.
Уже ближе к 40 годам Мондриан стал одним из создателей неполастицизма - аскетичной живописи, свободной от фигуративности. Он начинает проповедовать чистую абстракцию, передавать смыслы и красоту линией, цветом, формой. Постепенно картины Мондриана превратились к некие матрицы - знаменитые "решетки".
Вот такие дела, друзья. Все-таки умели авангардисты рисовать, только считали подражание реальности - устаревшим, искали новые живописные языки, хотели освободить живопись от плена форм.
Что думаете?
Ещё интересно:
"Он кричал как резаный". Как Никита Хрущев громил и куда посылал современных художников