Найти тему
Айкидо и рядом

Иайдо для айкидоК

Общее место бесед с начинающими в группах айкидо - это рассказы об историческом происхождении техник айкидо от техник обращения с японским мечом катана. Термин «тегатана» столь же плотно прописался в додзе, как и макет самого меча в виде его деревянной копии, боккена. Добрая часть техник даже визуализируется инструкторами через имитацию ударов мечом.

  Е.Дроздова, клуб Канагара, Каменск-Уральский
Е.Дроздова, клуб Канагара, Каменск-Уральский

И все бы ничего, методические приемы могут быть какими угодно, Минору Канецука как-то объяснял техники даже с помощью пластиковой бутылки. Проблема в том, что драться бутылкой из-под колы не возьмется ни самый наивный новичок, ни сам инструктор. А вот невольная трансляция получаемых навыков сугубо рукопашных техник на мнимое владение холодным длинномерным оружием происходит сплошь и рядом, причем иные инструктора даже не понимают, в чем собственно, проблема – техники с боккеном и против него в программах присутствуют, обладателями черных поясов давно освоены, порою уже и подзабыты.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

А проблема, в общем, весьма проста и даже очевидна. Металлический меч, или его тренировочная реплика, иайто, совсем не то же, что и деревянный боккен. У него совершенно другие массогабаритные параметры и настолько иные поражающие свойства, что сложно вообще говорить об использовании боккена в качестве имитация меча человеком, сколько-то не занимавшимся именно владением мечом. Не случайно в тех направлениях айкидо, в которых своевременно пришли к аналогичному выводу (либо в тех, в которых не уходили от этого понимания изначально), в том или ином виде практикуется работа с мечом, преимущественно в виде занятий иайдо.

Фото из личных архивов
Фото из личных архивов

Да, в некоторых додзё занимающиеся расширяют свое понимание оружейных практик и за счет занятий кендо, в основном по причине наличия в нем спарингов и соревновательной составляющей, но учитывая использование в кендо в качестве имитации меча еще более странного предмета, синая, представляется, что такая практика не особенно много дает занимающемуся айкидо в плане ощущения оружейного происхождения практикуемого им стиля, не говоря уже непосредственно о разделах боккен-тори и боккен-ваза. Любопытно, что отсутствие даже начальных навыков занятий иайдо при исполнении занимающимся техник этих разделов видно, без преувеличения, в первые же 1-2 секунды – когда он только берется за боккен.

Фото из личных архивов
Фото из личных архивов

Ну хорошо, скажете вы, в нашей школе, в нашем направлении, в нашем клубе, да «лично для меня», в конце концов, исторически-оружейные корни техник – не более чем занимательный антураж и методический прием, а разделы боккен-тори и боккен-ваза – всего лишь дань традиции, реверанс в сторону основателей, носить с собой меч не собираемся, применять его не намерены. Ан нет.

Начнем с вещей, лежащих на поверхности. Не понимая свойства меча (а не занимаясь с ним постоянно, их не понять), невозможно верно выстроить даже те формальные формы в ката, которые многие «сдали и забыли». Ну вот просто получается полная бессмыслица и ерунда, которая была бы смешной, не будь она грустной и опасной для практика боевых искусств.

Из открытых источников
Из открытых источников

Зайдем поглубже. Помнится, странным открытием для меня в начале занятий иайдо была большая сложность несколько раз подряд выполнить совершенно одинаково ряд простых формальных движений в виде начального ката. Элементарных движений. Но одинаково. При том, что за плечами было уже более трех десятилетий занятий разными боевыми искусствами. Впоследствии, наблюдая за новичками в иайдо, но не новичками в будо вообще, пришел к выводу, что это просто общее место. Нет привычки постоянного, не то что ежесекундного, а ежемоментного контроля за абсолютно всеми частями тела, участвующими в движении, а в иайдо, несмотря на внешнюю простоту и крайнюю лаконичность движений, участвует практически всё тело (ну не касаясь отдельных внутренних органов:) ). Тем более это относится к практикующим айкидо, с его концепцией спонтанности и слияния с движением партнера. «Ничего не планируем, делаем как получится».

Эмбу Мусокай, Екатеринбург
Эмбу Мусокай, Екатеринбург

Продолжаем погружение. Нюансы и скрытые движения. Есть такие вещи, для занимающихся иайдо считающиеся базовыми, которым обучают даже до того, как дают в руки меч, на которые в других боевых искусствах, не побоюсь утверждать, не обращают внимания вообще. Вот просто никак. При том, что это вещи настолько базовые для жизни вообще, а для боевых искусств особенно, что диву даешься, как это можно не учитывать. Как сесть, как встать, как повернуться, как пойти, как посмотреть. И опять - человека, не занимающегося техникой иай, видно в первые секунды того, как он садится или встает.

Семинар Мусокай, Екатеринбург
Семинар Мусокай, Екатеринбург

И уже совсем глубоко. И опять – специфические для практика будо вещи, про которые в других додзё и залах если и знают, в принципе, то почему-то, не говорят и не думают. Например, дзансин. А и в самом деле, если в приоритете – соревнования, оно и не надо, судья ударил в гонг, бой закончился, разошлись, никого твое состояния уже не интересует. И до следующего гонга внезапно по голове не ударят. Или если основной результат сдачи – экзамены на кю или дан, опять то же самое: пока не поклонились друг другу – атаки не будет, а когда будет – так уже известно, куда, какая и что именно при этом делать. Поклонились еще раз - опять друзья-товарищи, пошли пить чай. Опять немножко отличается от жизни, не так ли ? Или мэцке (взгляд, если просто), там тоже интересно.

Д.Колесниченко, глава общества Мусокай, 8 дан МДЭР
Д.Колесниченко, глава общества Мусокай, 8 дан МДЭР

Но это уже оставим для тех, кто все-таки решит сменить эпизодические экскурсы в тему иайдо на нечастых ознакомительных семинарах - на постоянную кропотливую практику. И тут есть хорошая новость – практически, занятия иайдо могут проходить как раз в таком режиме – посещение семинара, получение очередной порции знаний – самостоятельные регулярные занятия – периодические консультации – новый семинар.

А мы занимаемся иайдо классического стиля Мусо Дзикиден Эйсин-рю в обществе Мусокай

И еще мелким шрифтом для тех, кто вместо ссылки на Яндекс.Дзен предпочитает копипастинг: сохранение в тексте всех оригинальных фото и указание авторства - обязательны.