Предыдущий текст проекта «Удаленное образование» был посвящен Аристотелю. После него христианским мыслителям понадобилось еще примерно 170 лет, чтобы придумать свой подход к обучению и начать выстраивать его наравне с античным. Клименту Александрийскому и Аврелию Августину, которые этим занялись, мы посвятили этот текст.
Проект «Удаленное образование» создается при поддержке АНО «ИРИ».
Раннехристианские мыслители начали систематизировать педагогические идеи во II веке. По большей части они основывалось на оппозиции: взять у античности лучшее, но придерживаться учения Христа.
Климент Александрийский
Основателем «христианской педагогики» считают Тита Флавия Климента (ок. 150 – ок. 215). Знаток философии и мифологии хорошо разбиравшийся в языческой и христианской литературе, он занимал пост директора школы христианской общины в Александрии. Но ему пришлось оставить школу во время гонений на христиан (они начались в I веке и продолжались с разной интенсивностью до 313 года, пока не был подписан Миланский эдикт, запрещающий преследования по вероисповеданию на территории Римской империи).
Тит пытался найти общее между библейскими и античными воспитательными принципами. Всю педагогическую карьеру занимался преобразованием христианской доктрины в упорядоченную систему знания, удобную для пошагового усвоения и следования.
Как воспитать «настоящего христианина», Тит объяснял в трех трактатах: «Педагог», «Увещание к эллинам» и «Строматы». Главным учителем считал Христа — идеал праведной жизни, носителя правды и любви, кротости, чувства стыда; лучшего наставника для всех, кто хочет расти над собой.
Образование, по Титу, состояло из трех частей:
- приобретение праведных привычек,
- научение христианскому поведению,
- избавление от мирских страстей.
Стоит отметить, что светским дисциплинам Тит придавал равное значение в образовании с богословскими.
Аврелий Августин
Схожие взгляды были у родившегося двумя веками позже Аврелия Августина (354 – 430). Он признавал, что у античных есть полезные педагогические мысли, но негативно относился к изучению «вымыслов». Ими, по Августину, богата античная поэзия, на которой зиждилось античное воспитание.
Один из отцов западной христианской церкви родился в семье христианки и язычника, получил юридическое образование. Но потом (как Аристотель) стал учителем риторики, которую называл «победоносной болтливостью». В 29 лет переехал из Карфагена в Италию и принял там христианство. Дорос до сана священника, затем епископа. Но не переставал преподавать — читать уже проповеди — и писать.
Блаженный Августин (как он обычно именуется в православии) написал больше 90 работ. Среди них особое место занимает «Исповедь». В ней Августин рассказал о личном опыте педагога. Воспитание для него было «средством, призванным помочь человеку в интуитивном, психологически субъективном постижении объективной, вечной и неизменной Священной истины».
Все труды Августина имеют педагогическую направленность. Он один из первых христианских учителей, обосновавших педагогику авторитета. Она содержала двойственную установку: на божественный авторитет как высший ориентир в образовании и на человеческий авторитет мудрого наставника.
Августин считал, что воззрения Платона заложили почву для христианского образования. Отталкиваясь от Платона, утверждал, что Бог дал человеку бессмертную душу как независимую от телесной оболочки духовную субстанцию и как залог на пути к совершенству и наукам. Учитель также интересовался психологией и утверждал, что телесные наказания травмируют детскую психику.
Августин считал светские знания лишь побочными и вспомогательными. Главное же место в образовании ребенка должно занимать углубленное изучение Библии и христианских догм. При этом высоко ставил дидактические возможности «семи свободных искусств» (грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки) и предложил обучать христианских церковнослужителей по античной программе образования. Он настаивал на том, чтобы христиане, читая языческие тексты, даже в них извлекали пользу для себя, сравнивая их с евреями, которые, забрав из Египта золотые сосуды, использовали их для службы своему Богу.