До революции Лубянка была рядовой московской улицей – с трамваем, экипажами, брусчаткой, магазинами, красивыми домами. Прогуляемся (вместе со старинными фотографами) по Большой Лубянке от угла Варсонофьевского переулка до Бульварного кольца!
План местности (на карте 1901 года):
Поехали!
1
Гостиница «Билло» находилась на месте дома №9, на углу с Варсонофьевским переулком (фотография 1908-1915 гг.). В этой гостинице останавливались Вагнер и Берлиоз. В 1970-е дом снесут ради строительства очередного корпуса всеобъемлющей лубянской организации.
2
А вот как выглядела гостиница изнутри! Фотографии 1908 года.
3
Снимок 1905-1910 гг. Вид Большой Лубянки от Варсонофьевского переулка на юг, в сторону Лубянской площади.
4
И в сторону Бульварного кольца, на север. Фотография того же времени.
5
Второе здание на углу Варсонофьевского переулка – дом страхового общества «Якорь» (Большая Лубянка №11), фотоснимок 1897 года. Первый дом на Лубянке, занятый ЧК (1918 год). Со временем организация разрастется и займет половину домов в этом районе Москвы. В годы гражданской войны здесь будет кабинет Дзержинского. Тут же (в подвале и во дворе, рядом с гаражами) начнут проводить расстрелы, традиция продолжится и в 30-х годах. Считается, что в этом месте расстреляли от 10 до 15 тысяч москвичей.
Весь свой декор здание сохранит до наших дней.
6
Магазин в доме №18 (подворье Макарьевского монастыря). Фотография 1911 года.
7
Дом №13, магазин фирмы Трындиных (фотография 1904 года). Фирма изготовляла и продавала физические приборы и хирургические инструменты.
8
Только фасад выходил на Лубянку. Трындиным принадлежал широкий участок между Большим Кисельным и Варсонофьевским переулком. Там находилась фабрика, производившая товары, которыми торговал магазин. Фотография 1904 года
9
Производство физических и геодезических инструментов (как бы сказали в наши дни, «хайтек»), фотография 1905-1910 годов. Для этого нужны были рабочие высочайшей квалификации. И зарплаты у них были высоки: еще в 1885 году рабочие у Трындиных зарабатывали от 30 до 100 рублей в месяц (для сравнения, 100 рублей в месяц – это жалованье армейского капитана, по нормам 1899 года).
10
Отделение по изготовлению физических приборов, фотография 1905-1910 годов.
Этих рабочих подготавливали здесь же. При фабрике работала средне-специальная школа, в которую принимали ребят, уже получивших начальное образование. Кроме физики, механики, черчения и технологии, им здесь давали довольно разнообразные знания. Например, приходил врач и показывал, как доктора пользуются теми инструментами, которые ребята будут изготавливать.
11
А это вид с балкона дома Трыдниных на Большую Лубянку №20. Позднее на участке №20 уничтожат все постройки и выстроят в начале 1980-х здание, «оригинальной формы – оно напоминает атомоход», как будет с умилением писать советский краевед (по-моему, дом не на атомоход похож, а на посредственность). Тут управление ФСБ по Москве…
12
Бульварное кольцо уже недалеко! Это дома за Сретенским переулком. Дальний, четырехэтажный (Большая Лубянка №26) связан с семьей Андропова, будущего хозяина Лубянки. Семья была весьма непролетарская… По некоторым предположениям, Юрий Владимирович и родился здесь (хотя обычно называют другой пункт). Мне кажется, теперь от подлинного здания осталась лишь фасадная стена.
Гораздо меньше повезло дому на переднем плане, с башенками (№22). Башенки с остальным декором исчезли в середине XX века, а в XXI веке снесли и сам дом. На его месте теперь красуется это:
13
В виде исключения показываю современный снимок дома (фотография моя). Между прочим, этот дом имел еще и мемориальное значение. Здесь жили и Юрий Олеша, и Илья Ильф (работал тут над «Двенадцатью стульями»). Впрочем, вандалам было все равно.
14
С другой стороны улицы – Сретенский монастырь! Как ни странно, я нашел только одну дореволюционную фотографию, из знаменитого альбома Найденова (1881 год). А вот в 1920-х, когда часть зданий собирались уничтожить, сделали много фотографий.
На снимке из найденовского альбома – именно то, что сломали в 20-х. На переднем плане – Никольская церковь XVII века и колокольня (они перестраивались в послепетровскую эпоху).
Самую дальнюю, крошечную одноглавую церквушку (церковь Марии Египетской) датируют 1482 (!) годом. Она ровесница кремлевских соборов! Я в этой датировке сомневаюсь (есть предположение, что изначально монастырь был в другом месте и в другом месте состоялось в 1395 г. знаменитое «сретение» – встреча иконы Владимирской Богоматери). Но изучить кладку и понять, XV ли это век, уже нельзя: храм, как и его соседи, уничтожен.
15
Я не нашел дореволюционных фотографий последних домов Большой Лубянки. Поэтому показываю близкий по времени снимок 1925-27 гг. Название может ввести в заблуждение: на самом деле фотограф стоит на Лубянке, но впереди, за Сретенскими воротами – ее продолжение, Сретенка.
16
Начало Сретенки, от Сретенских ворот, на снимке 1901 года. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках уцелел, сохранилось и трехэтажное здание слева. А вот дом справа, с сапогом на вывеске, давно разрушен, на его месте памятник Крупской.
Первая часть фотопрогулки (от Лубянской площади до усадьбы князя Пожарского) – здесь.
Каталог всех моих статей по истории и краеведению.
Читайте также:
Дворцы, которые мы потеряли: как обезобразили шедевры XVIII века
От Маросейки до Мясницкой: объясняем имена всех улиц
Довоенные фото Чистопрудного бульвара (1925-1940)