Найти тему

Pink Floyd. Восемь композиций из восьми альбомов

Дэвид Гилмор и Роджер Уотерс. Фото из открытых источников
Дэвид Гилмор и Роджер Уотерс. Фото из открытых источников

Здравствуйте.

Эту статью я решил написать в виде путеводителя, будто бы для человека с Обратной Стороны Луны (некоего ОСЛа), или же человека из несуществующей страны (например, Швамбрании), не изученной пока планеты (Ка-Пэкс) или мифической цивилизации (Атлантиды). Причина очень проста. Pink Floyd слушаю лет тридцать, без остановки. Общаться с позиции специалиста у меня не получится. Я не в курсе, на какой ноте окончательно улетел к своему туманному созвездию Сид Барретт, но помню, что ему посвятили альбом в 1975 году. Не слышал того разговора, после которого Роджер хлопнул дверью, но мне известно, что они с Дэвидом через много лет даже вместе выступили. Не думаю, что The Final Cut - неудачный альбом, зато знаю, что The Dark Side Of The Moon уже почти полвека остаётся одним из лучших рок-альбомов всех времён. Погружаться в эти дебри не хочется, есть одно желание - продолжать их слушать и делиться впечатлениями с другими. А ОСЛу будет со мной комфортно и интересно, т.к. он один такой уникальный, кто не знает PF. И каждая композиция, которых я сегодня приготовил 8, ему будет в новинку, и он с удовольствием прослушает её и покайфует вместе со мной, не возмущаясь моим выбором или комментариями. Ведь он-то слышит эту великую группу в первый раз.

После долгого витиеватого вступления я начну. Садись, дружок, ты сегодня будешь слушать настоящую музыку, подвигайся поближе. Я выбрал 8 альбомов, самый ранний из которых - Meddle 1971 года рождения, а наиболее поздний - The Division Bell. То, что было до Meddle, я не осилил, хотя честно слушал. Мне сложно понимать этот материал. Но вот 1971 - это что-то невозможное. Первая и последняя композиции для меня бесспорные шедевры. Echoes нужно слушать без посторонних звуков в помещении, вбирая в себя эти раскручивающиеся картины. Я назвал для себя центральную её часть - "Ночь на болоте". Она невероятная! Вот какими словами можно описать это бульканье, потусторонние звуки, свистульки и воронье карканье? Как сказал бы профессор Преображенский - молчать и слушать, молчать и слушать! А мы в начале нашей радиопередачи погрузимся в One Of These Days, которая выносит всё из головы, целиком заполняя собой. Это шквал.

Второй композицией будет умиротворяющая, но несколько тревожная The Great Gig In The Sky с Обратной стороны луны (1973). Пытаться рассказать, насколько велик весь альбом и каждая дорожка по отдельности, слов не хватит. Как он записывался, какие при этом были казусы и курьёзы - это материал для людей, вникающих в детали. Я же увлечён исключительно этими божественными звуками... Однажды, когда мы с товарищем и его женой ехали куда-то в машине и слушали этот альбом, она спросила во время композиции: какой сильный голос, как зовут певицу? Мы решили над ней подшутить и сказали - Пугачёва. Она поверила! А между прочим, не такая уж и глупая шутка. Захотите углубиться - послушайте Приезжай хоть на денёк Аллы Борисовны. Оцените. Потом напишете. Для своего успокоения лишь оставлю небольшой комментарий - выбрать из 10 композиций, входящих в альбом, одну, лучшую, не получается. И та самая "лучшая" у каждого своя, это особенность человеческая. Итак, вокализ Клэр Торри из альбома The Dark Side Of The Moon.

Через 2 года, в 1975-м вышел Wish You Were Here. Кто-то считает альбом мутью и тоской, но я не согласен. Если ЭТО считать неудачей или скукой, то что тогда можно считать настоящим Pink Floyd? 13-минутная Shine On You Crazy Diamond с меланхоличной гитарой Дэвида - это как перебраывание моста через каньон километровой глубины. Медленно, с постоянными препятствиями, природными катаклизмами, бунтами и техническими сложностями. Но строительство двигается, ни секунды простоя. А когда Дэвид начинает петь - это уже первый проход по ещё не исследованному маршруту. Осторожный, но уверенный в победе. И кто-то там смеётся в наушниках. А Роджер уже громче кричит с другой стороны - эгегей, не боись, иди! Значит, всё получилось.

Но я предлагаю послушать заглавную песню альбома. Дэвид поёт каким-то выдохом, как будто от боли ему сложно произносить слова. У меня такое ощущение. Да и песня собственно об этом. "Я хочу, чтобы ты был здесь"...

Ещё два года. Animals. Я добрался до этого альбома почему-то позже других. Видимо, моему старшему брату не повезло, и он прошёл мимо него, и я тоже остался в пролёте. Когда-то поймал себя на мысли, что Sheep звучит для меня как марш строителей коммунизма или ещё какого-то светлого будущего. А оно где-то слишком далеко, и блин никак не наступает. Роджер здесь выливает на слушателя всю свою желчь. Недаром, когда у Гилмора спрашивали, почему он на концертах не исполняет эту вещь, он отвечал (то ли в шутку, то ли всерьёз), что у него нет столько ярости и злости, как у Уотерса, чтобы её спеть. Кстати, и бас Роджера здесь очень чётко держит ритм. По-моему, эта песня (хотя она звучит как мини рок-опера) - генеральная репетиция Стены.

Снова проходит два раза по году. 1979. И появляется альбом The Wall, который многие считают вершиной в творчестве пинков. И сносящий крышу фильм с его безумной анимацией и образами, и умопомрачительное шоу Уотерса, на одном из которых мне посчастливилось побывать. С пеной у рта можно спорить о луших альбомах, об опопсении Pink Floyd, о том, что к Стене все идеи уже были исчерпаны и ещё о куче всякого ненужного. Лично для меня это отдельная планета со своими жителями, постройками, отношениями, развитием сюжетных линий, личными драмами и крушением целых империй. Не нужно шести (или сколько их там ещё?) сезонов Игр престолов, хватит полутора часов, достаточного уровня погружения и соответствующего настроения, чтобы это всё пережить. Вот таким я вижу мой собственный, и ничей больше, альбом The Wall. Центральной, осевой темой многие считают Another Brick In The Wall. Может быть. А для меня это Comfortably Numb. И спор бесполезен, согласитесь. Вокальный дуэт Дэвида и Роджера потрясает - какие разные настроения и какая гармония между ними! И гитара Дэвида выдала одно из крутейших соло из всех, которые я слышал. Умолкаю.

В 1983 году выходит пластинка The Final Cut, которая действительно стала финальной совместной работой. После неё Роджер покинул группу. Пусть говорят, что это - уже практически сольная работа Уотерса и что она откровенно слабая. А я его люблю как-то по-особенному. Там и про Рейгана с Брежневым, и прекраснейшая гитара Гилмора, и красиыве мелодии с характерными уотерсовскими "обвалами", которые он продолжил использовать в своих последующих альбомах. За них в том числе я люблю Роджера. Не буду утомлять, только два слова вставлю: классный альбом.

Всё, что было дальше - это две параллельные дороги великих музыкантов. Про Уотерса обязательно расскажу отдельно, о нём упоминал здесь. Он для меня по сей день остаётся, наверное, самым уважаемым рок-музыкантом. Но мы сегодня говорим о Pink Floyd. Если не считать концертных Нежных раскатов грома и П.У.Л.Ь.С. (забавно и непривычно по-русски пишется), группа выпустила ещё два полноценных альбома, на которых коротко остановлюсь. Каждый из них интересен. Есть между ними сходство, ведь это уже - целиком музыка Гилмора, и есть отличия. Если попробовать прицепиться к слову "психоделия", то я, наверное, ближе к ней разместил бы A Momentary Lapse Of Reason. По качеству звука бесспорный лидер - The Division Bell. Мелодичность и там, и там присутствует. Если в первом - Learning To Fly и On The Turning Away, то во втором - Take It Back и Coming Back To Life. Везде - со вкусом подобранные эффекты. One Slip - напористая и вместе с тем радостная, как весенний ветер с лёгким привкусом разочарования. И хорошая басовая линия, но ведёт её уже не Роджер...

В завершении нашей сегодняшней статьи немного об альбоме The Division Bell. Первоклассно записан. По моим ощущениям - какое-то у него особое настроение. Я ворвался в него в тот самый год, когда он появился, в 1994. Жил в общаге и гонял его на двухкассетном "Маяке", купленном у уехавшего домой поднимать родную страну африканца. На студенческих попойках не особо был популярен, я любил его слушать в одиночестве, лёжа на койке и размышляя непонятно о чём. Это совсем не тот Pink Floyd, что был в 70-х, и всё же он. Такой же любимый, не слишком радостный, но и не перегруженный беспросветной тоской. От него не лезешь в петлю, а как-то собираешься в мощный пучок энергии, готовый сделать что-то стоящее. Это группа, которая навсегда. И иногда хочется на время стать таким ОСЛом, о нём я писал в начале статьи, который впервые слышит эти звуки, открывает для себя музыку, ранее недоступную слуху. Стать почитателем творчества PF с чистого листа, искать альбомы, обсуждать с друзьями, испытывать новые эмоции.

High Hopes - баллада с налётом грусти. Видео соответствующее. Какая пронзительная гитара... Слушаешь - и как будто всё, что у тебя было за прожитый век, растворяется в памяти, становится неважным, уходит как эти медлительные знаменосцы, за горизонт, и вернуться оттуда уже не получится. И тут же одёргиваешь себя: грусть эта не такая уж и беспросветная. Мы же всё-таки остаёмся здесь, кто-то родной наверняка рядом, имеем увлечения, интересы, привычки. Это и есть наш день, наш год, наше время. Не жалей. Слушай и смотри, каждое мгновенье - твоё. Не раздавай попусту. Хорошей вам музыки на любое настроение и занятие. До встречи.

Ещё о рок-музыкантах на моём канале:

Queen. Дюжина красивых песен

Magnum. Рок-романтика из Бирмингема

Kingdom Come. "Корона Москвы" и другие песни

Nazareth. Дэн и компания

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц