Пандемии - далеко не новость для человечества. Но откуда тогда стойкое ощущение, что эпидемия COVID-19 коренным образом изменила нашу жизнь?
Что за процессы происходят на психологическом уровне, а главное, какие последствия для качества жизни они несут? Разбираемся далее.
Ориентировка и её утрата
Ориентировка - это важнейший аспект нашей жизни.
В психологическом смысле «ориентировка» - это довольно сложный процесс субъективного понимания ситуации и своего места в ней и, главное, возможность планирования действий в тех или иных условиях с опорой на имеющиеся знания и опыт.
Другими словами, без ориентировки наша деятельность может быть хаотичной и неэффективной, а любые новые условия - вводящими в замешательство и пугающими.
Представьте обычного городского жителя: он знает, какой автобус ходит до работы, где в обеденный перерыв можно выпить свой любимый кофе, что делать, если в магазине рядом с домом не оказалось свежих овощей. Множество ситуаций из жизни среди привычных вещей, даже при условии возникновения некоторых неудобств, не приведет этого горожанина в состояние паники.
Но что если весь привычный образ жизни вдруг изменится?
Помните сказочную повесть "Волшебник Изумрудного города", отечественную версию "Волшебника из страны ОЗ"? Это замечательный пример резкой и тотальной смены привычного бытия девочки Элли, домик которой унес ураган. И вначале мы действительно можем наблюдать момент потери ориентировки: "Где я?", "Куда идти?" "Что теперь делать"?
По сути, именно это и произошло с человечеством во время пандемии COVID-19.
Мы пережили момент тотальной утраты ориентировки.
Чем реальность отличается от сказки?
Продолжим ворошить детские воспоминания. Элли повезло, она практически сразу встречает добрую волшебницу, которая ориентирует ее в ситуации и задает вектор дальнейших действий. Так и появились дорога из желтого кирпича, волшебные друзья, победа над злом и, в лучших сказочных традициях, триумфальное возвращение домой.
А теперь перенесемся в начало пандемии, в момент, когда наши домики забросило в сказочную страну "Локдаун". Как мы помним, доброй волшебницы, увы, не случилось.
Информации объективно было недостаточно, обычно до нас доходили противоречивые и одновременно пугающие сведения. СМИ многократно усиливали эффект, провоцируя еще больший ужас и панику. Кстати, именно в этом факторе заключается качественно новое отличие пандемии COVID-19 от любых предшествующих (а точнее, отличие времени, в котором мы живем). Никогда еще не было такого всеобъемлюще запугивающего, путающего и еще больше дезориентирующего информационного влияния на человека. Новости шли отовсюду, непрерывно, при этом эмоционально, с трагическим надрывом, но никак не объективно и уравновешенно. Напряжение усиливалось из-за запретов, угроз и, конечно же, растущего вследствие этого страха. Увы, увеличивалась и статистика заболеваемости.
Мог ли каждый из нас, подобно Элли, начать собственный "исследовательский путь"? А поиск правды? Очевидно, что условий для этого не было.
"Социальный невроз"
Результатом долговременной потери ориентировки обычно становится невроз. Он формируется в результате невротизации - состояния, сопряженного с беспокойством и тревогой, переживаниями, напряжением и, разумеется, утратой понимания "что мне делать в этой ситуации?".
Обычно при потере ориентировки человек довольно быстро способен создать новый образ действий, основываясь на схожий опыт, логику и знания. Но на какой опыт полагаться, когда все вокруг говорят о новом неизвестном вирусе, угрожающем человечеству? Как справиться с тревогой тому, кого под угрозой штрафа/болезни/смерти впервые буквально заперли дома, лишив привычного бытия?
Жизнь каждого из нас так или иначе идет определенным чередом, она подчинена своей логике, правилам. В разгар пандемии у многих эта система рухнула.
Пожалуй, правильнее было бы сказать: "эту систему рухнули". "Внешние силы", которые нашей воле неподвластны, легко и стремительно лишили миллионы человек базового доверия в целом и доверия к миру в частности. А как обычно ведет себя тот, кто не доверяет?
Напряжение и настороженность, беспричинное беспокойство, нарушения сна и страхи, психосоматические заболевания, ипохондрия, проблемы взаимодействия с другими людьми, рост уровня агрессии - это лишь малая часть индивидуальных психологических последствий пережитого опыта пандемии. Непатологических последствий.
Happy End?
Какой опыт вынес человек из произошедших событий? Обобщенный ответ на этот вопрос дать очень сложно.
Так или иначе, каждый проживал свой собственный путь в столкновении с новой реальностью. Кто-то принял и быстро приспособился, а кто-то до сих пор потерянно пересчитывает пакеты гречневой крупы в своем подвальчике...
Большинство, к счастью, сумели наладить утраченные социальные связи, подстроились к изменениям в работе и повседневной жизни, побороли сомнения и страхи, снова стали открыты новому дню.
Но что делать тем, кто всё еще не сумел?
(Продолжение следует...)