Теоретики военного искусства в послевоенной Германии вынуждены были признать, что в годы Великой Отечественной войны русская артиллерия представляла собой грозную силу. На её вооружении состояли отличные современные орудия, которые по качеству стали и конструктивным характеристикам полностью отвечали требованиям времени. Огромное количество орудий, производимых в России, позволяло Красной армии формировать большое число артиллерийских частей самого различного назначения.
Дивизионная артиллерия двух стран
На дивизионном уровне основными типами орудий РККА являлась 76-мм пушка и 122-мм полевая гаубица. Русские дивизионные орудия по калибру немного уступали немецким 105-мм и 150-мм орудиям. Однако, вынуждены признавать немецкие специалисты, русские орудия были лучше приспособлены к условиям "Восточного театра военных действий". Меньшая мощность снарядов компенсировалась высокой маневренностью орудий.
"Таким образом, - пишет генерал Э. Миддельдорф, - дивизионная артиллерия русских в лице этих двух типов орудий имела на вооружении материальную часть, наиболее пригодную для использования в географических условиях России".
Русская 76-мм пушка - гроза пехоты и танков
Наибольший урон немецкой пехоте и танкам наносила русская 76-мм дивизионная пушка. Она отличалась высокой начальной скоростью снаряда и высокими манёвренными характеристиками. Она как нельзя лучше подходила для выполнения задач непосредственной поддержки пехоты и ведения борьбы с танками.
Пушки 76-го калибра часто соединялись в большие подразделения на одном участке и способны были наносить максимальный ущерб боевой силе врага. В других случаях они использовались порознь, и тогда их выкатывали на передние позиции для ведения огня прямой наводкой. И в том, и в другом случае, подтверждает немецкая военная наука, "они всегда достигали хороших результатов".
При обороне 76-мм пушки использовали в основном в "противотанковых заслонах". Тогда их выстраивали в ряд. "При этом, - указывает Э. Миддельдорф, - русская противотанковая оборона становилась настолько прочной, что сломать её удавалось только методичным артиллерийским огнем по отдельным целям. Русские противотанковые дивизионы тоже были оснащены такими орудиями. Организационно эти дивизионы входили в состав артиллерии".
Универсальная 122-мм полевая гаубица
Русская 122-мм полевая гаубица вызывала у немцев восхищение, смешанное с завистью. По их мнению, и с этим сложно поспорить, в годы войны она была "универсальным и новейшим орудием", с помощью которого русская армия "добивалась ... мощного огневого воздействия".
Немецкие генералы отмечали конструктивные новшества, внедрённые в производство 122-мм гаубицы: к ним относился лафет с раздвижными станинами, большой угол горизонтального обстрела и высокая подвижность орудия при механической тяге.
Баллистические свойства русской гаубицы заключались в "гибкой траектории полета снаряда", а также в дальности стрельбы, составлявшей 12-ти км. Немцы особенно отмечали, что такая дальность достигалась "при снаряде примерно в полтора раза более мощном, чем у 105-мм немецкой полевой гаубицы".
Важным было и то, что при сильном звуке от разрыва снаряда появлялась возможность пристрелки 122-мм гаубиц средствами звукометрической разведки.
Выводы
В лице своих наиболее выдающихся представителей немецкая военная наука признавала, что в ходе войны огневое воздействие русской артиллерии с каждым годом становилось всё сильнее.
Начиная с 1944 года, когда протяженность линии фронта сократилась и пехота с её атаками стала отходить на второй план, "русские артиллерийские группировки" становились главным средством подавления противника. Особенно это проявлялось в наступательных операциях с форсированием Висла, Одера и других рек.
"Несмотря на отдельные недостатки, - подводит итоги своим рассуждениям генерал Э. Миддельдорф, - русская артиллерия являлась родом войск, обладавшим большой огневой мощью и высокими боевыми качествами".