Найти в Дзене
Снеговик с гармошкой

Пять отвратительных книг, которые я не советую читать никогда и никому

Нас, филологов, чем-то удивить трудно. Мы про такое читали, что нормальному человеку в кошмарном сне не приснится. Мало того, обычно мы понимаем, что это всего лишь книга: то есть, автор пишет про всякие пакости, а мы видим сюжет, характеры, художественные приёмы... А эпатаж - это тоже всего лишь приём. То есть ясно, "что хотел сказать автор", но... Всё ж есть такие книги, где писатели явно перегнули палку. Настолько, что даже мне читать было трудно. Некоторые я бросил на середине. И сейчас постараюсь сделать невозможное: рассказать о них, не нарушив правил "Дзена". 1. Владимир Сорокин. "Сердца четырёх" Четверо главных героев играют в некий странный квест, перемещаясь по стране и убивая людей. Движутся к какой-то непонятной читателю цели, регулярно сталкиваясь с конкурентами, которые стремятся им помешать... И приходят-таки, хотя концовка ни на один вопрос так и не отвечает. Главный возмутитель литературного спокойствия Владимир Георгиевич Сорокин сотворил пародию на приключенческие бо
Оглавление

Нас, филологов, чем-то удивить трудно. Мы про такое читали, что нормальному человеку в кошмарном сне не приснится.

Мало того, обычно мы понимаем, что это всего лишь книга: то есть, автор пишет про всякие пакости, а мы видим сюжет, характеры, художественные приёмы... А эпатаж - это тоже всего лишь приём. То есть ясно, "что хотел сказать автор", но...

Всё ж есть такие книги, где писатели явно перегнули палку. Настолько, что даже мне читать было трудно. Некоторые я бросил на середине. И сейчас постараюсь сделать невозможное: рассказать о них, не нарушив правил "Дзена".

1. Владимир Сорокин. "Сердца четырёх"

Четверо главных героев играют в некий странный квест, перемещаясь по стране и убивая людей. Движутся к какой-то непонятной читателю цели, регулярно сталкиваясь с конкурентами, которые стремятся им помешать... И приходят-таки, хотя концовка ни на один вопрос так и не отвечает.

Главный возмутитель литературного спокойствия Владимир Георгиевич Сорокин сотворил пародию на приключенческие боевики. Прилагаются перестрелки, малопонятные ритуалы и заброшенный советский город. А также описанные в подробностях сцены насилия и любимое ранним Сорокиным поедание некоей субстанции коричневого цвета. Последнее, как всегда у этого писателя, описано со знанием дела. Сорокин намекал, что, мол, художник должен всё попробовать сам...

По части отвратиловки Владимир Георгиевич так высоко задрал планку, что превзойти сам себя уже не смог. Даже в печально знаменитом "Голубом сале", где Сталин и Хрущёв показаны любовниками. Кстати, о Сталине и любовниках...

2. Братья Швальнеры. "Смерть Сталина"

-2

Братья с говорящей фамилией (хотя, скорее, надуманным псевдонимом) известны в узких кругах псевдоисторическими романами, в которых предлагается весьма смелая трактовка известных событий.

Любимый приём "писателей" - выявлять у известных личностей однополые наклонности. То у Гоголя, то у Гитлера, то у Ивана Грозного... Каждую новую книгу беру с содроганием: кто ж там на этот раз гей? И рад бы не брать, да работа заставляет.

Тут по названию всё понятно. Да, на сей раз к "нетрадиционным" причислен Отец Народов. А умер он, оказывается, потому, что приблизил к себе молодого телохранителя, и тот его, как бы это поделикатнее... Довёл до смертельного изнеможения.

3. Эдуард Лимонов. "Это я - Эдичка"

-3

Чем знаменит Эдуард Лимонов? Большинство, конечно, скажет: тем, что налаживал личную жизнь с чернокожим мужчиной, о чём честно написал в книге "Это я - Эдичка".

Если кто-то это говорит - значит, не читал "Эдичку". Иначе знал бы, что не с мужчиной, а с мужчинами. Во множественном числе. И с белыми тоже. И всё описано в подробностях. Гомофобией, если что, не страдаю - просто неинтересно.

Не спасает ситуацию и то, что книга невыносимо скучна. Гениальный эмигрант Эдичка рассказывает, как он живёт в Америке на пособие, при этом ничего интересного не делает, а только гордится своей гениальностью и... Ну, вы поняли. Личную жизнь налаживает.

4. Мэттью Стокоу. "Коровы"

-4

"Кузьмич зовёт заниматься любовью с коровами!" (х/ф "Особенности национальной охоты".)

От предыдущих экспонатов книга отличается тем, что, по крайней мере, похожа на литературу. Здесь есть интересный (пусть и бредовый) сюжет и внятная мораль. Главный герой - простоватый парень, который пытается найти себя в этом мире. Жаль только, что окружают его одни лишь моральные уроды и душевнобольные садисты. Поэтому герой уходит из города и прибивается к стаду диких коров, сбежавших с бойни. А потом становится там вожаком. Лучше быть первым в деревне... и т.д.

И всё б ничего, но по части омерзительных сцен Стокоу переплюнул даже Сорокина. Есть и эпизод с поеданием всё той же коричневой субстанции. Слушал "Коров" в формате аудиокниги, как раз на этом месте ехал в канатной дороге над Волгой (маршрут Нижний Новгород - Бор). Чуть было не выбил окно и не проблевался прямо на головы любителям подлёдного лова.

5. Михаил Веллер. "Бомж"

-5

Всё просто: сцена, где бомж насилует беспризорника. Спасибо, уже не надо.

Всем спасибо! Есть, что добавить в этот список? Пишите в комментариях!