Найти тему

Странный памятник Петру I в Петропавловской крепости

Если вы хоть раз были внутри Петропавловской крепости, то гуляя вдоль главной аллеи, вам непременно должна была встретиться довольно несуразная, на мой взгляд, фигура императора Петра I, она находится напротив входа здания гауптвахты. Насколько этот образ проигрывает императору, кто стоял за его реализацией и какие легенды ходят вокруг спорного памятника?

Как говорил скульптор Михаил Шемякин, идею создать памятник Петру подсказал его приятель, Владимир Высоцкий. Его удивило большое количество портретов и эскизов императора руки скульптора. После смерти Высоцкого, Шемякин вернулся к этой идее и начал создавать макет из глины в натуральную величину. Тогда он жил и работал в Америке (эмигрировал из СССР в 1971 году). После завершения макета оказалось, что фигура получилась достаточно посредственной, это была фигура среднего роста и телосложения, не вызывающая ощущения царской особы.

Скульптор вновь и вновь переделывал фигуру Петра, добавляя стати, форму и величие всему образу, кроме головы. Лицо было сделано с работ другого художника и скульптора, Бартоломео Карло Растрелли. Точнее, с маски с лица Петра и восковой шарнирной фигуры, которая сейчас находится в Эрмитаже. Где была использована вторая, посмертная маска Растрелли, читайте в этой статье. Этот памятник Шемякин создавался в течение 8 лет, по его словам.

По завершению работы оказалось, что туловище больше головы почти в 1,5 раза. Тут мнения зрителей полярно разделились. Кто-то считает этот памятник глумливым и оскорбительным, другие утверждают, что этот образ — отсылка к иконописному приёму, так художник ставит Петра в один ряд со всеми святыми.

Журнал «Град духовный: Санкт-Петербургский православный журнал». 2004. № 3, из интервью с Михаилом Шемякиным:

… В то время Петропавловская крепость была не очень популярна, и все архитекторы и скульпторы радостно закричали: Туда, туда! В Петропавловку!” Мы все поехали в крепость, к Плясовой площади, и Михаил Аникушин (скульптор-монументалист прим. авт.) сказал: „Это место отвечает пропорциям памятника, шемякинский Петр должен стоять здесь”. Когда я работал над памятником, я сделал где-то около восьми моделей. Сначала в кресле сидела гипсовая модель, выполненная по росту Императора. Но на расстоянии трех метров уже не было впечатления, что это человек большого роста. А Петра называли гигантом, и мне хотелось это передать. И вот постепенно, доходя до увеличения пропорций, абсолютно совпадающего с пропорциями русских икон, мне удалось достичь впечатления, что перед нами гигант. В пропорциях русской иконы головы святых обычно небольшие, а фигуры необычайно длинные, вытянутые, что создает впечатление весьма высоких людей

Коллаж, показывающий этот приём.
Коллаж, показывающий этот приём.

Бобышев Д.В. Медный сидень // Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. Метафизика Петербурга. СПб., 1993:

В ранние годы, когда Михаил работал такелажником в Эрмитаже, он ухитрился снять копию с растреллиевской маски и вывезти ее с собой за рубеж. Там он пополнил свою „петровскую” коллекцию; среди них – отреставрированный им собственноручно прижизненный портрет императора. Все эти материалы и должны были пригодиться для создания монумента. И, наконец, на мой вопрос, как же ему поступить с памятником, если дар будет отвергнут, Шемякин ответил: „Тогда я поставлю его в своем саду”

Получив одобрение сверху, памятнику начали подыскивать месторасположение. Рассматривали места в Летнем саду, во дворе Эрмитажа, в петергофском парке и даже в Купчино, напротив гастронома. Но, в итоге, по указу мэра Санкт-Петербурга, Анатолия Собчака, памятник определили на место, которое находится недалеко от великокняжеской усыпальницы, где покоится сам Пётр I.

Памятник был отлит Нью-Йоркской фирмой в бронзе и переправлен в Санкт-Петербург. Высота бронзовой скульптуры составляет почти 2 метра и ещё 36 см составляет высота гранитной платформы, на которой восседает Пётр на троне. Надпись на постаменте гласит «Основателю Великого Града Российского Императору Петру Первому от Итальянского Скульптора Карло Растрелли и от Русского Художника Михаила Шемякина 1991 г. Отлита в Америке».

-4

Прибывший памятник первое время стоял во внутреннем дворе Эрмитажа. Открытие памятника в Петропавловке случилось 7 июня 1991 года, почти 30 лет назад. Местом его расположения стала Плясовая площадь, в прежние времена там прилюдно наказывали провинившихся солдат истязаниями.

Местонахождение памятника отмечено красным цветом
Местонахождение памятника отмечено красным цветом

Может, само место, а может быть, получившийся загадочный образ навевают мистическое настроение, но патина на руках и коленях давно истёрлась, отшлифовав бронзу до глянца. Именно от любителей посидеть у Петра на коленях и пришлось установить ограду. Но всё же, считается доброй приметой потереть руки императора. Правую — к богатству, левую — тоже к богатству, но к духовному. Люди верят, что прикосновения к фигуре императора помогут им и в личных делах.

-6

Пусть так и остаётся, Пётр I продолжает поражать воображение и помогать всем, кто к нему обратился.