Вы никогда не задумывались, почему запахи, которые мы чувствуем вызывают эмоции и возвращают нас к воспоминаниям, давно спрятанным в глубинах памяти?
Мокрый асфальт после дождя в теплую погоду, запах бабушкиного серванта, аромат духов вашей мамы, или запах стряпни, витающий в коридоре школы.
Что мы знаем о нашем обонянии?
- Из всех наших пяти физических чувств обоняние чувство, которое связано напрямую с памятью. Стоит нам почувствовать знакомый запах, как мы моментально переносимся в наше воспоминание, оказываемся в определенном времени и месте.
- Обонятельные рецепторы расположены очень близко к основанию мозга и связаны напрямую с миндалевидным телом и гиппокампом "создателями" памяти, открывающими двери эмоциям и воспоминаниям.
Паоло Пелоси (профессор химии и автор более 150 научных публикаций) в своей книге "Обоняние. Увлекательное погружение в науку о запахах" пишет:
Изучая обоняние, ученые наткнулись еще на один неожиданный клад. Обонятельный эпителий, в котором окончания ольфакторных нейронов соприкасаются с внешней средой, то есть, попросту говоря, такое продолжение мозга у нас в носу, которое входит в контакт с окружающим миром, – содержит очень примитивные стволовые клетки широчайшего спектра действия.
- Обоняние и осязание это единственные два чувства, которые не могут быть запечатлены и переданы во времени и пространстве.
Что же такое запах и какое количество запахов мы способны различать?
Запах - это тайна, его связь с памятью одновременно осязаема и необъяснима. Если запахи также уникальны как и наши индивидуальные, постоянно записываемые воспоминания, то из носа возникает целый мир.
Ученые изучают обоняние, начиная с Эпохи Просвещения, но только в 2014 году команда ученых из Нью-Йоркского университета Рокфеллера заявили, что человек может почувствовать запах около 1,7 триллиона молекул. Только представьте на что способен наш нос!
Ваш индивидуальный аромат, какой он?
Фирменный аромат может стать такой же неотъемлемой частью человека, как цвет глаз, голос или улыбка, вызывая у других людей ностальгию и воспоминания. И великие парфюмерные компании часто используют этот прием, делая акцент на вашей индивидуальности в рекламе своего нового парфюма.
Но парфюмерия - это химия, живущая в многовековой традиции. А создание аромата - это область, где возможности поистине безграничны. Существуют бесконечные варианты комбинаций химических соединений, которые в итоге объединяются в знаковые творения.
И несмотря на огромный мировой рынок парфюмерии, у парфюмеров все еще есть место для экспериментов.
А у вас уже есть свой фирменный аромат? :)