Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо»… Меховые шарфы на портретах 19 века

Многие помнят эти строчки из романа «Евгений Онегин»:

«Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо,

Или коснется горячо

Ее руки, или раздвинет

Пред нею пестрый полк ливрей,

Или платок подымет ей»…

Этот боа представляется чем-то изящным и лёгким.

Однако на некоторых портретах пушкинской поры мы видим довольно массивные меховые изделия.

Friedrich Wilhelm Herdt. Портрет леди Хердт, 1833 год.
Friedrich Wilhelm Herdt. Портрет леди Хердт, 1833 год.

Хотя встречаются более тонкие и пушистые.

Emanuel Thomas Peter 2. Cecilia of Sweden, Duchess of Oldenburg, 1835 год.
Emanuel Thomas Peter 2. Cecilia of Sweden, Duchess of Oldenburg, 1835 год.
  • Боа (от латинского слова «змея-душитель») - длинный узкий шарф из меха или перьев. Был особенно популярен в периоды 1825 – 1840 и 1890 – 1915, а также в 1920 годы.

Боа можно встретить на портретах 18 века. Но, как я понимаю, в массовую моду они вошли с начала 19 века.

Интересно, что на портретах периода ампир встречаются в основном белые меховые боа, из горностая. А вот на портретах 1820-х и 1830-х – из тёмного меха.

Француа Жерар. Женский портрет, около 1810 года.
Француа Жерар. Женский портрет, около 1810 года.

На известном портрете Энгра мы видим, как был сделан боа.

Жан Огюст Доминик Энгр. Потрет мадемуазель Ривьер, 1805 год.
Жан Огюст Доминик Энгр. Потрет мадемуазель Ривьер, 1805 год.

Ещё один портрет, где видна изнанка этого мехового изделия. Судя по всему, длинное, широкое меховое полотно укрепляли на шёлковую основу и скручивали в объёмный валик.

Henry Bon-Thomas. Женский портрет, 1806 год.
Henry Bon-Thomas. Женский портрет, 1806 год.

Ещё один белый боа. Здесь он какой-то плоский, а не в форме валика.

Томас Салли. Миссис Джон Биддл (Элиза Фалконер Брэдиш), 1818 год.
Томас Салли. Миссис Джон Биддл (Элиза Фалконер Брэдиш), 1818 год.

Боа носили в основном с вечерними платьями. Они хорошо подходили к платьям и с короткими рукавами, и с длинными.

Почему боа были так популярны в период 1825-1840?

Они гармонично сочетались с модой той эпохи. Особенно – с широкими рукавами «жиго», которые были приподняты на плечах.

И, наверное, боа хорошо держались на плечах благодаря форме рукавов.

Рукава, похожие на воздушные шары, и прически, которые постепенно меняются. Роскошные 1830-е.

Жан Жозеф Водешам Mrs. Samuel Bell, первая половина 1830-х.
Жан Жозеф Водешам Mrs. Samuel Bell, первая половина 1830-х.
Екатерина Николаевна Карамзина, в браке - княгиня Мещерская. Копия Е.Б. Барсуковой с портрета Барди. Первая половина 1830-х.
Екатерина Николаевна Карамзина, в браке - княгиня Мещерская. Копия Е.Б. Барсуковой с портрета Барди. Первая половина 1830-х.

Этот дивный прозрачный рукав… За что за дамы пушкинской поры его так любили?

На портретах после 1840 года боа почти не встречается.

И везде – только тёмный мех! Хоть светлое платье, хоть тёмное – мех везде одинаков.

Видимо, боа из горностая вышли из моды с окончанием эпохи ампир.

Портрет М. А. Бек. 1840 год.
Портрет М. А. Бек. 1840 год.
Портрет М. А. Бек. 1840 год.
Портрет М. А. Бек. 1840 год.

Около 1890 года боа снова становятся популярны.

Но теперь их чаще делают из перьев марабу или страуса, а не из меха.

Hermann Clementz. Society Lady with a Spray of Lilac, около 1900 года.
Hermann Clementz. Society Lady with a Spray of Lilac, около 1900 года.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!