Найти тему
Очерки о психопатах

Что случилось с туристическими группами Дятлова и Коровиной и альпинистской группой Шатаевой

Сравнительно хорошо известна история про женскую группу альпинисток под руководством Эльвиры Шатаевой. В 1974 году при попытке покорить пик Ленина (не сложный, по меркам профессиональных альпинистов) группа из 8 женщин - всех без исключения мастеров спорта по альпинизму, погибла. Все было бы предельно понятно - сильный ураган, жуткий холод, если бы не несколько обстоятельств, которые не вписываются в официальную версию. Все это время на пике пребывало еще несколько групп, и ураган они перенесли вполне благополучно. Очевидцы утверждают, что Шатаева вначале, когда еще ничего не предвещало катастрофы, при личной встрече с альпинистами из другой группы и в сообщениях по рации на базу скрывала информацию о том, что у них уже умерла одна из членов группы. С опозданием на сутки Шатаева сообщила о возможном отеке легких одной из альпинисток. Затем посыпались сообщения о гибели членов группы одно за другим... Палатки женской группы были порваны в клочья, как будто это было сделано намеренно. При том, что самый свирепый ураган не был способен так повредить палатки альпинистов, о чем прекрасно знают опытные путешественники. Тут же вспоминается порванная палатка группы Дятлова... .

Общеизвестны еще несколько трагических случаев с туристическими группами, которые не укладываются в привычный стереотип того, что нагрузки и сложности закаляют характер любого человека... Вспомним известные нам группы, которых постигла печальная участь:

- группа Дятлова (1959 г.)

- группа Коровиной (1993 г.)

- группа «30 маршрута» (1975 г.)

Причём, что очень важно, про обстоятельства гибели последних двух групп из списка мы знаем достаточно много деталей благодаря тому, что остались живые очевидцы - участники событий: в случае группы Коровиной выжила одна девушка, в группе «30 маршрута» - больше половины туристов.

Где логика действий этих групп в экстремальных ситуациях?

Ошибка всех тех, кто пытается понять логику действий погибших туристов или альпинистов в том, что они ищут рационализм там, где его нет. Логики здесь не существует. Почему? Давайте разберемся.

В случае с группой Коровиной наглядно видна абсурдность и алогичность действий погибших туристов. После того, как лидер группы Коровина оказалась деморализована скоропостижной смертью одного из участников группы - Крысина, приходившегося ей почти зятем, а в процессе попыток его реанимации умерла, видимо от сердечного приступа или инсульта, полученного в результате сильнейшего стресса от потери близкого человека, группа фактически повела себя, как выводок слепых котят, оставшихся без родительской опеки. Вполне подготовленные туристы, совсем не новички, внезапно потеряли абсолютно все навыки выживания и элементарно замерзли, даже не попытавшись себя одеть или укрыться. При том, что возможности такие у них были, о чем говорят отчеты спасателей, нашедших погибших туристов полураздетыми, в то время как в их рюкзаках оставались сухие теплые вещи и полиэтиленовая пленка, что вполне достаточно для того, чтобы спастись от тех погодных условий. Спаслась же всего одна участница группы, которая чудесным образом сохранила трезвый рассудок во время наступления массового безумия и смогла пережить эту ночь, оказавшуюся смертельно холодной для всех остальных.

Группа Коровиной (Коровина - вторая справа)
Группа Коровиной (Коровина - вторая справа)

Случай группы "30 маршрута" в точности повторяет ситуацию с группой Коровиной. Группа из 53 человек фактически с самого начала оказалась без крепкого лидера: профессиональный инструктор, готовивший группу перед походом, не смог отправиться по маршруту, поручив руководство группой неопытным начинающим инструкторам Сафоновой и Ковалеву. Те, в свою очередь усугубили ситуацию тем, что растерялись и стали спорить на виду у всей группы, не в силах принять совместное решение, что делать в условиях начавшейся сильной метели: вернуться назад или продолжать путь. То есть сами же и уничтожили лидерский авторитет друг друга на глазах у своих подопечных. Еще более ухудшило ситуацию спонтанное возникновение на фоне краха авторитета инструкторов двух неформальных лидеров, сыгравших роль Ивана Сусанина для части группы, переключившейся на повиновение новоявленным руководителям. Группа в итоге уподобилась выводку слепых щенят, потерявших родительскую опеку. Туристы хаотично разбрелись и, что самое поразительное, после морального краха лидеров, оставшись без опоры, лишившись ощущения того, что они находятся под надежной опекой руководителей, участники группы оказались неспособны рационально позаботиться даже о своем выживании, не говоря уже о том, чтобы помогать более слабым, погибающим и замерзающим в снегу согруппникам. В итоге погиб 21 человек.

-3

Ну и канонический случай с группой Дятлова: ребята, в спешке разрезав палатку, полураздетые, в носках и рубашках, оставив все теплые вещи, выскакивают в морозную ночь и в панике устремляются к лесу. Имея одну-единственную идею-фикс: очутиться как можно дальше от места ночлега. От места, где с ними произошло нечто, что вызвало сильнейшую массовую панику. Потом, уже оказавшись в приличном отдалении от палатки, они разделяются на несколько групп, пытаясь выжить по-разному: кто - вернуться в палатку, кто - согреться в лесу у костра, кто - укрыться в низине от ветра и переждать ночь, прижавшись друг к другу. Но в итоге ни одна из групп не выживет... При этом на самом деле неизвестно, в каком составе ребята покинули палатку. Возможно, произошел конфликт между Дятловым и кем-то из группы и, как и в двух выше рассмотренных случаях, лидер группы внезапно утратил свое лидерство над группой. С условиях гипоксии, стресса и долгой социальной изоляции, будучи истощенными как физически, так и психологически, лишившись ощущения лидерского авторитета как стержня, гаранта выживания, олицетворения родительской опеки, группа начинает паниковать, теряет свой человеческий облик и превращается в хаотичных, неразумных существ, действующих аффективно, не рационально, подчиняющимся сиюминутному импульсу, далекому от инстинкта самосохранения. Возможно, Дятлов и оставался какое-то время у палатки, пытаясь образумить потерявших рассудок подопечных. Но неразумные и слепые щенята уже расползлись...

Общее во всех этих группах - массовый психоз, охвативший большинство членов группы, находящихся длительное время в сложных (хотя и не не смертельных) психофизических условиях. Именно массовый, причём захвативший одновременно почти всех участников. И очень важен здесь факт потери группой ощущения опеки лидера. В двух группах, о которых остались свидетельства очевидцев событий (группа Коровиной и группа "30 маршрута") мы видим это отчетливо. Про группу Шатаевой тоже есть аналогичные свидетельства Анатолия Ферапонтова, разговаривавшего со многими очевидцами и осведомленными о тех событиях людьми.

Современники и очевидцы загадочного инцидента с группой Шатаевой, знавшие настоящие обстоятельства гибели группы, упорно молчали, отказываясь говорить вслух то, о чем они знали. Потому что это напрочь опровергало официальную версию, оставляющую альпинистов самоотверженными героями - "покорителями неприступных вершин, смотрящих смело в лицо смерти". Но на самом деле, альпинисты - тоже люди, которым присущи такие же человеческие слабости, как и тем "приземленным", кто никогда не поднимается в горы. Но сказать правду тогда - означало обрушить напрочь героический образ советского альпиниста. Тем не менее, после этих событий советские спортивные чиновники запретили иметь в составе альпинистских групп более одной женщины...

Такая же ситуация и с туристами времен СССР, правильный советский образ которых также свято поддерживался официальной пропагандой. И уронить его было недопустимо: образ правильного гражданина Союза ССР, к тому же спортсмена был крайне важен для пропаганды всей советской культуры. И признать факт психозов, тем более массовых, среди подготовленных туристов, демонстрирующих активный и здоровый советский образ жизни, было немыслимо...

Что рекомендую почитать по теме:

1. Анатолий Ферапонтов. Глава из книги "Восходители" о группе Шатаевой.

2. Емкое исследование массовых психозов, характерных для условий высокогорья и заполярья. Автор - А. Платов .