Все когда-нибудь в городе видели куски странной инфраструктуры, в которых отсутствует функция, но которые явно обладают эстетической привлекательностью. Так вот, у этих штук оказывается есть термин — Томассон. Его придумал японский художник Genpei Akasegawa в 1980-х. Главная особенность подобных урбанистических артефактов состоит в том, что они рождаются само по себе, что делает их даже более артовыми, чем арт, созданный человеком. Изначально вообще родился такой термин, как гиперарт, что мне кажется прекрасно описывает ситуацию — искусство, которое не может быть создано художником, но может быть обнаружено и выявлено наблюдателем. Сам же термин Томассон пошел от бейсбольного игрока Гери Томассона, которого купила одна японская команда (в японии есть бейсбол?) за рекордное количества бабла. В итоге этот игрок почти побил рекорд по страйкаутам в лиге и сразу попал на скамью запасных. Аналогия думаю понятна: объект, который оставался в хорошем состоянии, но без какой-либо цели вплоть до того, что стал искусством. Эта ирония тут не спроста. Томассон это ответ на начавшуюся урбанизацию/модернизацию, того как экономический пузырь менял ландшафт города. Томассоны были способом поймать ощущение отпечатка в городе в эпоху, когда отпечатки быстро стирались. Акасегава печатался в журнале и даже выпустил книгу, которая стала хитом у молодежи конца 80-х. Он писал свои колонки с иронией, черным юмором и нигилизмом, набирал студентов и даже водил экскурсии. Самое прекрасное в их исследованиях стало то, что они даже сделали типологию Томассонов. Например, они выделили The A-bomb type — плоский тип Томассона, в виде силуэта оставшегося после здания на стене другого. Короче там много забавных терминов, почитайте. В 2010 книгу про Томассоны успешно перевели на английский, называется Hyperart: Thomasson.
Все когда-нибудь в городе видели куски странной инфраструктуры, в которых отсутствует функция, но которые явно обладают эстетиче
1 минута
15 прочтений
1 июня 2021