Найти тему
Сильная вера.

Обнадеживающий образ чистилища

Святой Иоанн Генри Ньюман, англиканец, обращенный в католицизм и знаток духовной жизни, написал ошеломляющее количество великих богословских трудов. Одно издание собрания сочинений Ньюмана содержит 31 том. Его проповеди и богословские идеи чрезвычайно богаты и показывают, что он всю жизнь искал мудрость. Вместо очищающего огня этот святой преподносит нам озеро, на котором мы находимся в объятиях ангела.

святые
святые

Мы не хотим оставить вас, братья, в неведении о судьбе уснувших, чтобы вы не опечалились, как те, у кого нет надежды. Если мы верим, что Иисус умер и воскрес из мертвых, тогда мы также знаем, что Бог оживит с Ним тех, кто умер с верой в Иисуса.

Сегодняшнее первое чтение говорит нам, что мудрость «сияет и исчезает; она желает, чтобы ее видели те, кто ее любит, и чтобы найти ее в тех, кто ее ищет» (Мф. 6:12). Ньюман искал мудрости, пытаясь понять глубины тайны, познать Бога и во всем понять его планы.

Христианский поиск мудрости - это не то же самое, что попытка выиграть конкурс знаний. Мудрость - это не только знание избранных фактов, хотя такое знание было бы поразительным по своей широте. Мудрость заключается в способности включить все в план Бога. Для христианина мудрость означает понимание того, как Христос действует, искупает и показывает Свою любовь.

Ньюман был не только выдающимся богословом, но и одаренным поэтом. Мое любимое стихотворение Ньюмана «Сон Джеронти» рассказывает о загробной жизни души. Поэма начинается со смерти Геронтия, а затем описывает, как он предстал перед судилищем Христа. На протяжении всего стихотворения Геронтия возглавляет его ангел-хранитель и поддерживает молитвы священника (который служил ему на смертном одре) и его друзей.

Это стихотворение празднует успех, потому что оно сталкивается с вопросом, который каждый должен задать себе: что будет со мной, когда я умру? Для Ньюмана ответ основан на мудрости: во Христе все совершено.

Конечно, не все видят это одинаково. Викторианская эпоха Ньюмана была охвачена нигилизмом и тьмой. Он не сильно отличался от сегодняшнего. В своем стихотворении Ньюман помещает демонов в зал суда. Проходя мимо них, Геронтий слышит, как они издеваются над Христом:

Добродетель и порок,
предлог злодея:
это не имеет значения.
Ха! Ха!
Ужас адского огня,
пламя яда,
просьба труса.

Зачем жить хорошо? Зачем стремиться к добродетельной жизни? По словам демонов, верующих утешают рассказы о загробной жизни, потому что они слишком боятся столкнуться с чем-либо еще. Они называют христианский отчет о загробной жизни «трусой просьбой». Геронтия утешает ангела-хранителя и предлагает ему успокаивающие слова против завывания демонов.

Поэма освещает напряжение жизни по эту сторону вечности. Как пишет апостол Павел, «теперь мы видим, как в зеркале, только в загадке» (1 Кор 13:12). Мы еще не все ясно видим. Но однажды мы увидим ясно. Таково христианское учение. В загробной жизни, посреди небесного воинства, мы будем радоваться, увидев Бога лицом к лицу. Наше видение будет полным.

Однако для того, чтобы наша душа была подготовлена ​​к такому взгляду, она должна быть очищена. В этом суть католического учения о чистилище. Чтобы подготовиться, необходимо смыть оставшиеся следы наших грехов. Катехизис говорит об этом так: «Те, кто умирают в Божьей благодати и дружбе, но не полностью очищены, даже если они уверены в своем вечном спасении, после смерти подвергаются очищению, чтобы достичь святости, необходимой для входа в небесную радость» ( CCC 1030).

В то время как некоторые предполагают, что очищение в чистилище будет похоже на очищение огнем, Ньюман предпочел образ крещения как омовения. В последних стихах поэмы Геронтий выходит на берег озера. Его ангел-хранитель говорит ему:

Нежно и нежно, душа, искупленная дорогой ценой,
я возьму тебя на руки с величайшей любовью
и над водами исправления, когда она упадет,
я буду готовить, погружать и удерживать тебя.

Это время надежды для душ в чистилище. Утром они с нетерпением ждут, когда очищение от пятен греха будет приветствоваться на небесах. Их песня излучает уверенность в милосердии Бога и желание войти во «двор света». Ангел-хранитель Геронтии уверяет:

Ангелы, которым дается добровольно принятая задача,
позаботятся о вас, утешат лежащего;
и массы на земле и молитвы на небесах
помогут вам у престола Всевышнего.

Геронтий не одинок! Когда он омывается и готовится перед входом в небесные врата, его поддерживает общение христиан в их земных странствиях и молитвы святых на небесах.

Хотя некоторым эта речь может показаться глупой, это христианская мудрость. Своими страданиями и смертью Иисус совершил дело нашего искупления. Слава креста заключается в том, что здесь, сейчас и в будущей жизни каждая боль и страдание могут измениться. Мы будем исцелены, сравнивая крест Иисуса.

Мы, христиане, скорбим не так, как другие. Наполненные надеждой, предлагаемой мудростью, мы с нетерпением ждем того дня, когда Христос воскресит наших дорогих мертвецов. Пусть эта надежда побудит нас молиться за умерших и поможет нам жить здесь и сейчас для того, что должно произойти.