Предыдущие статьи из цикла:
4.Street retail (торговые помещения)
По моему мнению наиболее интересные объекты . Располагаются на первых этажах домов, торговые центры . Иногда это отдельно стоящее здание в один этаж с сетевым магазином. Если это не ТЦ , то должны иметь свою собственную входную группу (если своего входа нет это отразится на потоке покупателей) . В них размещаются магазины,аптеки ,шаурма,парикмахерские,кафе и тд .
Ещё есть возможность договориться о ежегодной индексации арендной платы на 5-7 и даже 10 % .Если для торговых помещений это нормально ,то сдавая офис скорее исключение . Например продуктовый магазин повысит цены на уровень инфляции и соответственно арендные платежи, в ваш карман. С офисом это сложнее так как конечный потребитель товаров и услуг находится дальше по цепочке . Торговое помещение обеспечивает арендатору приток денег , офис же можно просто сменить .
При выборе нужно обращать внимание на транспортную доступность . В идеале непосредственно рядом должна быть остановка (регион) или выход к метро (Москва) .
Помещения в торговых центрах :
Сам ТЦ должен быть рядом с метро .Если метро далеко ,то ожидаются проблемы с заполняемостью арендаторами. Рядом с моим домом есть крупный ТЦ . В нём есть первая линия выходящая окнами на улицу, к метро и множество помещений в глубине и разных корпусах. Так вот, интерес представляет только эта первая линия (ТЦ очень большой) ,на ней расположены собственно несколько банков ,аптека,фастфуд и тд . остальные помещения в основном сданы под мебель . Наиболее ликвидные помещения в ТЦ находится рядом с основным входом на первом этаже. Если входов несколько один из них будет ближе к метро и заберёт на себя основной трафик. ликвидные помещения у входа в ТЦ я делю на 2 категории : сетевой продуктовый магазин и прикассовая зона. Это помещения напротив касс или между входом и сетевым продуктовым ритейлером. То есть каждый человек направляясь за продуктами обязательно проходит мимо этих помещений . В нашем случае там аптека и почему то фены/бигуди/шампуни.
Художник из меня неважный , но смысл передан верно
Квартиры на первых этажах жилых домов плохо продаются ,зато хорошо подходят под торговые помещения .
Выбор помещения в ЖК :
В принципе здесь ничего нового ,рядом с остановкой/метро и на основном трафике .Основной трафик это путь до станции метро. В большом ЖК из 6 корпусов может быть ликвиден только 1 дом . Я не говорю , что остальные помещения не сдаются ,сдаются ,но не сразу. Ещё вы очень зависите от арендатора .Мало ликвидное помещение может простаивать от 6 мес до 1,5 лет без арендатора.В то же время сдавая высоко ликвидное помещение вы можете договориться о регулярном повышении цены и когда ,если арендатор потребует снижения ставки вы легко найдёте нового .
Выбор по расположению дома, схема :
Следующие статьи из цикла :
Отчего зависит цена ? И пара советов
Два всадника неликвидности объекта
На что обратить внимание при проверке документов ?