Найти тему

Туда и обратно: как становились горожанами

Оглавление
Геннадий Шаройкин. На краю деревни
Геннадий Шаройкин. На краю деревни

Пётр начал, Сталин – продолжил.

Крестьянскую Россию давили и ломали, белой питерской ночью, тёмной московской ночкой загоняли в светлое будущее. По крестьянских хребтам с натужным скрипом катилось колесо прогресса – всё ради завтра, ради новых поколений, нас – вас – кого-то ещё. Мы, вы, они родились, когда крестьянские дети совсем оторвались от Земли, вышли на космические орбиты.

Деды-бабки остались колхозниками, сельскими учителями, фельдшерами, бухгалтерами, сельскими верхами и низами, властью и подвластными, у которых многие годы и паспортов-то не было. Мы, их внуки, уже рождались в городских родильных домах, под присмотром врачей-акушерок, под истошные крики раскисших папаш, топтавшихся под окнами: «Покажи ребёночка!» Нашим папам-мамам пришлось помыкаться, чтобы обеспечить детям такой трансфер из утробы наружу.

Моя мама родилась в селе на Верхней Волге, отец – в маленьком городке на Брянщине.

Оба получили высшее образование; отец окончил Московский лесотехнический институт, мама – Ярославский медицинский. Каждую субботу, сразу после лекции она отправлялась домой в Диево-Городище, идти пешком в любую погоду двадцать с лишним километров, никаких рейсовых автобусов тогда не было. К вечеру она добиралась до села, ночевала, а в воскресенье днём после обеда отправлялась обратно, в дождь и снег, пешком до города. Зачем это было нужно? Так сильно скучала по семье? Скучала, конечно, особенно первый год студенчества, но был и практический расчёт – уходя из дома, мама нагружалась продуктами: козьим молоком, куриными яйцами, бабушкиными пирожками…

У отца родни в Москве не было, приходилось надеяться только на себя. С друзьями из общежития он ходил разгружать вагоны. Помню, рассказывал, их инструктировали, как разгружать мороженную рыбу: «кильку – в кильку, тюльку – в тюльку, салаку – в салаку». После нескольких часов рыбным духом от них, должно быть, разило не слабо. Летом отец устроился работать завхозом в один из подмосковных пионерских лагерей – зарплата, по тогдашним меркам, приличная, да ещё бесплатное питание. Реальность учила соизмерять грандиозные планы и скромные возможности; мои родители даже в лучшие годы социализма вряд ли верили, что наступит время, когда начнёт действовать принцип: «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Виктор Попков. Хороший человек была бабка Анисья...
Виктор Попков. Хороший человек была бабка Анисья...

Даже неупорядоченный, суетливый городской образ жизни всё равно казался намного привлекательнее, слаще, чем жизнь в деревне. Исход был массовым и осознанным. Самая активная, самая динамичная часть селян всё утекала, утекала, и наконец, утекла, вместо почвы осев на городском асфальте.

Отец чуть было не женился на москвичке – при такой схеме у меня был бы ноль шансов родиться и стать горожанином во втором поколении.

Спасибо размолвке, ссоре или что там у них случилось, что разлучило, развело и в итоге вывело на распределение отца в Ярославль, на фабрику «Парижская коммуна», а там уже и до появления моего на свет недалеко и недолго.

В конце восьмидесятых годов прошлого века, в угар перестройки большая страна вдруг прислушалась к незатейливой песне, в которой были такие строчки:

Сам себя считаю городским теперь я.
Здесь моя работа, здесь мои друзья.
Но всё чаще ночью снится мне деревня,
Отпустить меня не хочет родина моя.

Проблему самоидентификации сдвигали в область сновидений, в сферу бессознательного, что неизбежно должно было вылиться (и вылилось) в тяжелейший психологический кризис, длившийся все девяностые. Вынужденными мигрантами (из метастазов столицы – в тихушную провинцию, из безденежной провинции – в жирующую столицу, из России – на Запад, на Запад) стали миллионы, и на этом фоне деление на городских и деревенских имело меньше смысла, чем деление по принципу: «а какая у тебя, братан, группа крови?» Сегодня ограничивающий свободу передвижения ковид стал всеобщим уравнителем: границы то закрывают, то открывают, нас то сажают в карантин, то выпускают, правда, по инерции место рождения по-прежнему редко совпадает с местом смерти.