Найти тему
ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ

Суперджет. 10 лет в небе России

Оглавление

В июне 2011 года Аэрофлот первым в России приступил к эксплуатации нового российского регионального самолёта Сухой Суперджет 100. В честь 10-летнего юбилея этого события ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ обобщил промежуточные итоги эксплуатации Суперджета в России.

Авиакомпания Россия в мае стала крупнейшим эксплуатантом Суперджета
Авиакомпания Россия в мае стала крупнейшим эксплуатантом Суперджета

Эксплуатанты Суперджета

На июнь 2021 года в российских авиакомпаниях летают 130 Суперджетов. 100 самолётов приходится на 5 крупнейших эксплуатантов.

  1. Россия - 35 самолётов
  2. Аэрофлот - 25 самолётов
  3. Ямал - 15 самолётов
  4. Азимут - 15 самолётов
  5. Газпромавиа - 10 самолётов

Остальные 30 летают в Ред Вингс, Ираэро, Якутии, Северстали, МЧС и правительственном отряде. С полным списком эксплуатантов можно ознакомиться здесь.

За 10 лет Суперджет связал между собой более 100 аэропортов. Количество маршрутов, по нашим подсчётам, уже перевалило за тысячу. Только за первую половину 2021 года открыто 150 новых маршрутов внутри России и в страны ближнего зарубежья.

Средний темп ввода Суперджетов в эксплуатацию составил 13 самолётов в год. Ближайшие 2-3 года он должен вырасти до 20-25 в год. В 2021 году авиакомпании уже получили 8 новых Суперджетов.

Весной доля Суперджета в авиапарках российских авиакомпаний достигла 12%, и эта доля стабильно растёт каждый год. В перспективе Суперджет уже через 5 лет должен занять около 20% российского рынка. Своих прямых конкурентов внутри России Суперджет практически вытеснил, а тем временем мировой рынок региональных самолётов покинули сразу 2 компании - канадская Бомбардье и японская Мицубиси.

Заказчики Суперджета

В 2021 году сложилась уникальная для Суперджета ситуация. За ним выстроилась очередь на 2 года вперёд. Этому поспособствовали следующие факторы:

  • Самолёт прошёл стадию "детских болезней". Основная проблема с французской частью двигателей Суперджета наконец решена. А в перспективе самолёт получит новый российский двигатель ПД-8.
  • Налажены процессы технического обслуживания Суперджета внутри страны. Строительство новых баз для техобслуживания российских самолётов продолжается. Процесс курирует "Ростех".
  • В Правительстве России появилась связка людей с государственным мышлением, понимающих ценность авиастроительной отрасли для страны. Это связка Мишустин-Белоусов-Борисов.

На сегодняшний день на Суперджет имеется 136 твёрдых заказов. Ближайшие поставки для новых заказчиков возможны не ранее 2023 года. Ираэро, например, вынуждена искать самолёты на вторичном рынке. Со списком заказчиков Суперджета можно ознакомится здесь.

Перспективы Суперджета

О прошлых достижениях Суперджета можно почитать в этой статье. На основе имеющейся информации можно сделать следующие прогнозы. По нашему мнению, до 2025 года Суперджет с высокой долей вероятности превысит эти цифры.

  • Количество самолётов в России - 250
  • Доля самолёта в российском авиапарке - 20%
  • Количество перевезённых за год пассажиров - 15 млн. (рекорд 2019 года - 5,7 млн.)
  • Доля самолёта в общем пассажиропотоке - 10% (рекорд 2019 года - 4,4%)
  • Годовой налёт - 300 тысяч часов (рекорд 2019 года - 153 тыс. часов).

Выполненный пассажирооборот Суперджета в России за 10 лет превысил 35 миллиардов пассажирокилометров. Этот объём работы можно приравнять к 35 миллионам пассажиров перевезённых на расстояние в тысячу километров. В реальности средняя протяжённость рейсов Суперджета больше, а его максимальная дальность полёта достигает 3000 км в базовой версии и 4500 км для версии с увеличенной дальностью.

Перерождение Суперджета

Главным направлением развития самолёта до 2023 года станет выпуск обновлённой версии с максимальным импортозамещением всех систем и компонентов. На основе опыта разработки сертифицированного двигателя ПД-14 разрабатывается новый российский двигатель ПД-8 для Суперджета. Газогенератор ПД-8 уже готов и будет показан на авиасалоне МАКС-2021. Второе поколение Суперджета позволит обойти санкции против самолёта и наконец реализовать сделку по поставке 40 самолётов в Иран.

Топ 5 наших статей в 2021 году:

Серийное производство МС-21 началось

Канада и Япония на выход? Конкуренты Суперджета и Ил-114 сходят с дистанции

Россия не уступила Боингу. Полёты 737 MAX по-прежнему под запретом

Крупнейшие авиапроизводители мира 2020. В плюсе только Россия и Китай

Количество отечественных самолётов в авиакомпаниях России резко выросло несмотря на кризис