Баскал – небольшая деревушка в Исмаиллинском районе Азербайджана, красивая и древняя. Местные жители рассказывают, что здешние шелка славились на весь Азербайджан еще тогда, когда столица страны была не в Баку, а в Шеки. Знаменитые шелковые платки кялагаи здесь до сих пор делают по старинным технологиям.
Баскал знаменит не только своими платками, но и необыкновенной природой. Горные вершины, изобильные леса, быстрые речки, синее-синее небо, цветущие сады весной, старые стены из обтесанных белых камней, мощенные камнем улочки… История здешних мест написана на шелковых платках – нужно только уметь прочитать.
Мастерская платков в Баскале работает круглый год, но самая активная пора здесь – весна, лето и начало осени. В апреле в Баскале начинают цвести вишни, и на веревках, натянутых между цветущими деревьями, мастера развешивают для просушки только что окрашенные шелковые платки. В это время маленькая азербайджанская деревушка приобретает удивительное сходство с японским Киото во время цветения сакуры. Только между деревьями здесь мелькают не яркие японские кимоно, а традиционные для Азербайджана шелковые платки кялагаи.
Краски
Узор на шелковую ткань наносится воском. Для этого воск растапливают в печи, потом окунают в него деревянную печать и прикладывают печать к шелку. Красят шелковые платки специальными красками: сейчас используют пять красок – четыре химические, одну природную. Последнюю в Баскале традиционно получают из кустарника сарагана. Ветки сарагана расщепляют и варят в чане. Затем окунают в него обработанные химическими красками платки – он закрепляет цвет. Если в сараган опустить белый платок, то в зависимости от способа окрашивания он получит один из пяти цветов: золотистый, желтый, серый, коричневый или черный. Чтобы добиться нужной расцветки, платки красят много раз. Это самая сложная часть работы с кялагаи. Говорят, что Баскал всегда был известен именно своими красильщиками – нигде в Азербайджане не умели красить платки так искусно, как здесь.
Печати
Печати, которыми наносили рисунок на кялагаи, мастера Баскала покупали у резчиков по дереву. Талантливых резчиков искали не только в Баскале, но и в самом Баку. Объяснялось это просто: изготовление печатей было делом долгим и сложным. Вначале резчик выбирал подходящее дерево – чаще всего дикую грушу, реже орех или каштан. Замачивал древесину на год в известковом растворе, чтобы она стала эластичной. И только потом начинал вырезать рисунок. На печати могло быть изображено что угодно, от традиционного орнамента буты до трактора или легковой машины – такие делали уже в советское время. Их ценили и передавали из поколения в поколение: даже сейчас в Баскале в ходу печати, которым по 200–300 лет, – они достались мастерам от их прадедушек.
На странице с печатью
Воск, в который печать окунали перед нанесением рисунка, укреплял ее. Чем чаще пользовались печатью, тем крепче она становилась.
Шелк
До революции коконы везли в Баскал из-за границы. Во времена СССР главным поставщиком шелка стал город Шеки – там были плантации тутовых деревьев. Тогда же в Баскале открыли фабрику, где из шелковых нитей ткали платки и окрашивали их в разные цвета. Часть ткачих работала на дому на «бабушкиных» ткацких станках, один из которых до сих пор сохранился в баскальском музее. Этим ткачихам шелк выдавался на вес. На один кялагаи шло примерно 120 граммов шелковых нитей, так что из одного килограмма получалось примерно семь платков, каждый из которых был полтора метра в длину и столько же в ширину. Даже в советские времена шелк в Баскале взвешивали на старых весах 1909 года. Их принес на фабрику мастер Низами Мамедов – весы достались ему от деда. Сейчас весы не используются: шелк в Баскале больше не ткут – белые платки привозят из Шеки, где есть фабрика, а здесь только красят.
Журнал "Баку"