Найти тему

Sanity: Aiken's Artifact: Позабытое мистическое экшен-приключение, где можно потерять рассудок

Оглавление

Эта игра от одного из самых культовых разработчиков, создателей серий Blood, No one lives forever и F.E.A.R. В ней есть много характерных черт, прославивших студию. И, тем не менее, это одна из самых неизвестных известных игр Monolith. Что пошло не так?

Компания Nightdive Studios занимается перевыпуском старых игр. Ее сотрудники, наверное, самые большие поклонники творчества Monolith. Они пытались переиздать, с переменным успехом, буквально все их творения. Как-то раз их глава упомянул, что хотел отреставрировать и заново выпустить одну игру… Но оказалось, что в контракте за каждую проданную копию неназванному артисту должно идти 20 долларов. За свои переиздания Nightdive брали в среднем столько же... И есть подозрение, что Sanity: Aiken's Artifact – это и есть эта игра.

-2

В главной роли – знаменитый ганста-рэпер Ice-T (Трэси Мэрроу). Он сам заядлый игрок, и его любимый жанр – action-adventure. Также он признавался в тотальной нелюбви к шутерам от первого лица. Можно было бы предположить, что именно это заставило Monolith отказаться от проверенного жанра. Но когда к музыканту пришли с предложением, значительная часть игры, включая основную концепцию (мистика встречает киберпанк) была готова.

Тед – всему голова

Итак, на дворе 2030-й год. И, как и положено хорошей истории, начинается все буднично. Полицейского отправляют в трущобы арестовать гадалку. Но ситуация выходит из-под контроля, и он оказывается втянут в заговоры, включающие в себя эксперименты над людьми, инопланетный разум и битву за вселенское могущество.

	Monolith Productions
Monolith Productions

То загадочный агент из правительства дает указания прямо во время миссий. Или приходится защищать одаренного мальчика от брата главного героя. А как насчет прийти на магическое выступление местного «Копперфильда» и поучаствовать в викторине «Кто не хочет стать покойником?»? Или сходить на экскурсию в музей, распутать тайны сверх-секретной лаборатории и предотвратить нашествие зомби. И все это в одной игре! Битвы с боссами (равно как и сами злодеи) столь яркие, что почти все сгодились бы на роль финальных. А последнее сражение припечатает так, что потом еще долго будет икаться.

-4

Игрок – пешка в руках противоборствующих сторон, у каждой из которых свои цели. Но, быть может, в самом конце ему удастся взять ситуацию под контроль?

Здесь есть многое, чем прославилась Monolith в своих лучших играх (Shogo, No one lives forever, F.E.A.R). Закрученная история, юмор, проработка мира. Главный герой – ироничен и дерзок. Он чем-то напоминает главного героя серии SIN, а сама вселенная – серию «Ночной дозор». Те же заклинания, те же злые/добрые маги, то есть псионики. И попытки остановить пришествие вселенского зла в наш мир.

	Monolith Productions
Monolith Productions

Сюжет получился бодренький, самоироничный. Самый смешной персонаж – голова… Нет, не профессора Доуэля. Но близко. Чрезвычайно умная, саркастичная, разговаривающая с английским акцентом. Ей потом дадут имя «Тед», что станет предметом постоянных споров.

К плюсам можно приписать футуристичный дизайн, яркие спецэффекты заклинаний… И вот тут, пожалуй, начнутся минусы.

Теряем рассудок с Sanity

Неподготовленный игрок не сразу поймет, в каком жанре он оказался. После эпичной предыстории заставляют подбирать предметы, шарить в компьютере и бегать по базе, разговаривая с персонажами. Но это не только приключение. Затем, помимо магии, героя вооружают пистолетом и натравливают на него деревенщину с ружьями. Но стрелялкой в привычном слове игру тоже назвать не получится. Потому что пистолет вскоре оказывается почти не нужен, а упор идет на атакующую магию. Круглые сферы-шкалы маны и здоровья напомнят о Diablo. Но это – не ролевая игра! Уровни и параметры не растут, и никакого инвентаря или доспехов. За всю игру, кроме служебной формы на гавайскую рубашку, герой ничего не сменит.

	Monolith Productions
Monolith Productions

Необычности добавляет управление. В принципе, можно и одной мышкой… Но суровая необходимость уворачиваться от вражеских атак заставляет бегать на клавишах. Режим камеры тоже не очень удобен, и часто надо настраивать ее самому. Вот только делать это приходится теми же клавишами.

В какой-то момент понимаешь, что игру планировали выпустить еще и на приставках. И, если переназначить управление на геймпад, станет удобней… Но привычка играть на клавиатуре и мыши и суровая необходимость кликать на врагах, которые не стоят на месте (а цель не фиксируется, с каждым ударом нужно выбирать заново) пересилили.

Далее идет кряхтящий баланс. Игрок постоянно собирает карты разных стихий, дарующие ему новое заклинание. Если у врага та же стихия, то атака на него не подействует. Хватает заклинаний массового поражения, но они стоят слишком дорого. Есть так же защитные и не боевые – помогающие решать загадки и продвигаться по сюжету.

Чуть ли не с самого начала битвы ощущаются как самые настоящие дуэли, где приходится выживать… А уже если на экране несколько врагов – туши свет.

Была такая замечательная игра «Проклятые земли». Там у противников, в отличие от игрока, был бесконечный запас сил. Поэтому от них невозможно убежать. А представьте, если бы разработчики «Проклятых земель» всю механику построили на убегании?

В Sanity игрока поставили в очень невыгодное положение. У него ограничен запас маны. И пузырьки с собой таскать нельзя, лишь употреблять на месте. Автоматически регенерирует мана только до 30, что преступно мало… Ну так вот, у врагов мана практически бесконечна! И они могут до посинения пулять в вас самыми мощными заклинаниями из небольшого, но опасного для каждой разновидности мага набора. А уж поле из тянущихся из-под земли рук будет преследовать вас в кошмарах.

	Monolith Productions
Monolith Productions

Приходится выманивать супостатов по одиночке, но это не получается, когда запирают на крохотных аренах. Доходит до того, что начинаешь беспорядочно бегать, в надежде, чтобы враг застрял и не смог атаковать, а там уж добить.

Маны и здоровья катастрофически не хватает. Даже перед самыми сложными битвами их могут попросту не подложить. Приходится накручивать круги чуть ли не от толпы с мощными заклинаниями и выцеплять по одиночке самыми слабыми ударами, ценою меньше 30 единиц маны. А если посчастливится использовать слишком дорогое заклинание, вас ждет потеря здоровья и страшное замедление, которые зачастую гибельны.

Учитывая нехватку маны, ситуацию возможно бы спас широкий арсенал огнестрельного оружия. В игре есть дробовик, автомат, гранатомет… даже базука. Но главному герою их не выдадут. Когда кончилась мана – пистолет помогает слабо. А ведь тот еще Star Wars Jedi Knight показал что оружие + магия – это очень неплохая связка!

Но не только это доводит буквально до белого каления.

Неоднозначное психо-творение

Sanity любить мучить игрока задачками в духе – дерни в определенном порядке за рычаги. Или толкай камни в запутанной разновидности пятнашек или сокобана.

На фоне завышенной сложности может развиться паранойя. Не найдешь хорошо запрятанное новое заклинание или увеличитель максимального здоровья/маны – будет еще сложнее.

Но спасибо хотя бы за то, что не заставляют сопровождать и защищать одного из ключевых персонажей – мальчика Бобби. Более того, он под конец сможет сам за себя постоять.

Все кончилось тем, что до середины я шел на самом сложном, после врубил средний уровень сложности. А последнюю часть проходил на легком.

	Monolith Productions
Monolith Productions

Получается, взяли кучу идей – и кинули в один котел. Замечательная история и атмосфера губится почти на корню.

Вспоминается, что на движке Lithtech, что лежит в основе игры, несколько раз пытались сделать ролевые игры (Mistmare, Might and Magic 9, отмененный проект Black Isle, создателей первых Fallout). И каждый раз неудачно. Просто не получаются на движке Lithtech ролевые игры, даже если игра имеет все признаки жанра.

Графически игра выглядит будто ее делали для Sony Playstation 1. В 2000 году нет 32-битного цвета. Лицевой анимации тоже нет. Но близко приближать не рекомендуется по другой причине. Не увидите врагов, а они могут атаковать издали.

В итоге мы имеем отличную историю с яркими персонажами и интересную систему магии, частично подпорченную управлением, паззлами, балансом… В общем, всем понемногу. Но если идти на низкой-средней сложности, то от этого можно получать удовольствие. А уж Ice-T в главной роли выложился на все 100%. У него даже одноименная композиция есть.

Благодарим Вас за внимание! Будем рады любой Вашей оценке или комментарию! Мы также писали про предысторию Quake и хороший ли вышел мультфильм из "Петьки и Василия Иваныча". А еще у нас есть материал про позабытую серию стрелялок про борьбу с нацизмом.