НАЗВАНИЕ
Первое послание Петра названо по имени его автора: “Петр, апостол Иисуса Христа” (1:1). Ранние авторы единодушно считали, что автором его был апостол Петр. Петр означает “скала” или “камень”.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Это еще одно “соборное послание”. Остальные соборные послания — это 2 Петра, 1, 2, 3 Иоанна, Иакова и Иуды.
Петр — один из наиболее известных библейских персонажей. Мы можем понять его очевидные “человеческие качества”. Согласно преданию, Петр был распят вниз головой около 65-67 г. во время гонения, начатого Нероном в 64 г.
Послания Петра могли быть написаны как частичное исполнение повеления Христа укреплять и питать церковь (Лк. 22:32; Ин. 21:15-17). Первое адресовано “пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии” (1:1), пяти римских провинциях в северной части Малой Азии, занимавших большую часть современной Турции. Слова “пришельцам, рассеянным...” имеют иудейский оттенок, однако христиане тоже были рассеяны (Деян. 8:1). Словом “пришельцы” Павел напоминает христианам, что этот мир — не их дом (2:11). Некоторые слова и выражения книги указывают на то, что Петр писал свое послание для языческой аудитории (2:10; 4:3, 4 и т.д.).
В 5:12 Петр кратко излагает цель своего первого послания: “Сие кратко написал я вам... чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите”. Из письма со всей очевидностью следует, что мысли Петра заняты страданием, гонением и испытаниями; о страдании в своем письме он говорит пятнадцать раз. В 5:12 он говорит: “Я написал вам, дабы вы знали, что только Божья благодать дает вам силы выстоять в испытаниях”. Книга указывает на страдания Иисуса как на пример для Его последователей (2:21-25; 3:18 и дал; 4:1, 13 и т.д.).
Если упоминаемые страдания были вызваны действиями Нерона после пожара в 64 г., то книга должна быть написана в промежуток между этим событием и смертью Петра, по всей видимости, в 64-67 гг.
Пожалуй, наиболее спорным вопросом является место написания книги. Петр говорит, что пишет из “Вавилона” (5:13). Многие полагают, что это тайное название Рима: ранние предания единодушно утверждают, что свои последние годы Петр провел в Риме. В том, что Рим назван “Вавилоном”, нет ничего необычного (Отк. 17:18). Другие отрицают это, заявляя, что у Петра не было причины скрывать место своего пребывания, и утверждают, что во время своих многочисленных путешествий Петр, скорее всего, бывал и в настоящем Вавилоне, что на реке Евфрат (Деян. 12:17). У нас нет способа разрешить этот спор, но даже если Петр и был в Риме, это не дает никакого основания утверждать, что “Петр был первым папой”. В 1 Петра он говорит о себе не как о “папе”, стоящем над всей церковью, а как о старейшине, “сопастыре” (5:1, то есть об одном из нескольких), работавшем с местной общиной (“Божиим стадом, какое у вас”, ст. 2).
ПЛАН
I. ПРИВЕТСТВИЕ (1:1, 2)
II. ИСТИННАЯ БЛАГОДАТЬ БОЖЬЯ (1:3—2:10)
A. Свидетельство: великое спасение (1:3-12)
Б. Общее наставление (1:13—2:10)
III. ИСТИННАЯ БЛАГОДАТЬ БОЖЬЯ ПОМОГАЕТ НАМ ПРОЯВЛЯТЬ ДОБРОДЕТЕЛЬ (2:11—3:12)
A. Добродетель в разных сферах (2:11—3:7)
1. Отношения с неверующими (2:11, 12)
2. Отношения с государством (2:13-17)
3. Отношения с хозяевами (2:18-25)
4. Отношения в браке (3:1-7)
Б. Общее наставление (3:8-12)
IV. ИСТИННАЯ БЛАГОДАТЬ БОЖЬЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВЫСТОЯТЬ В ИСПЫТАНИЯХ (3:13—5:11)
A. Свидетельство: понимание испытаний (3:13—4:19)
1. Необходимость переносить испытания (3:13-22)
2. Как жить во время испытаний (4:1-11)
3. Цель испытаний (4:12-19)
Б. Общее наставление (5:1-11)
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ (5:12-14)
УРОКИ 1 ПЕТРА
Сегодня популярно “евангелие здоровья и достатка”. Нам говорят: “Только стань христианином, и твои проблемы исчезнут”. В противоположность этому Иисус и апостолы откровенно говорили о проблемах, которые неизбежно возникнут у следующего за Господом (Мф. 5:11; Деян. 14:22; 2 Тим. 3:12). Главная мысль 1 Петра не в том, что Бог удаляет все проблемы от Своих детей, а в том, что Его благодать дает нам силы перенести трудности и стать лучше.
Когда человек, живший мирской жизнью (4:3), становится христианином, он порой бывает удивлен и разочарован оттого, что его мирские приятели не восхищаются его решением (см. 4:4).
Нам, христианам, нужно научиться страдать с достоинством. Особенно когда мы не заслуживаем страдания, мы должны вести себя как ученики Иисуса, который не мстил, но уповал на Своего Отца.