Найти тему
Александр Васькин

Для чего в Большом театре на кресла вешали замки...

В мае 1898 года в Большом театре появился новый директор – Владимир Аркадьевич Теляковский, потомственный военный, бравый полковник-конногвардеец, поставленный управлять императорскими театрами Москвы. Назначение сугубо военного человека руководить театрами вполне соответствует тому отношению, что испытывал к себе Большой театр со стороны чиновничьей столицы – Петербурга.

Ибо долгие годы он оставался пасынком петербургской дирекции императорских театров. Оркестром руководили нередко люди посредственные, по своему дурному вкусу перекраивавшие партитуру; теноров заставляли петь басовые партии, а баритонов – партии теноров и т.д. Декорации и костюмы не обновлялись десятилетиями. Теляковский был человеком широко образованным, попробовав себя и в живописи, и даже в музыке – современники утверждают, что он считался неплохим пианистом, т.е. умел отличить ноту до от ноты ре.

Владимир Аркадьевич Теляковский
Владимир Аркадьевич Теляковский

Теляковский был низкого мнения о и о «царившей тогда в оперном деле рутине», и о «декорациях немецкого фабричного производства, и «аляповатой стряпне наших казенных машинистов, этих поставщиков эпохи упадка декоративной живописи в России». Редкий случай – под военным мундиром скрывалась натура не ретрограда, а новатора. Кто бы мог подумать… Тем не менее, театральные ворчуны нашли повод позлословить на его счет: вчера руководил лошадьми в конюшне, а сегодня артистами!

-3

В общем, старожилы кулис и не такое видели, но никак не могли предположить, что выпускник академии Генерального штаба Теляковский окажется сущей находкой для Большого театра, не только реанимировав его, но и вдохнув в старые меха молодое вино. Но первые посещения Большого театра ошеломили нового директора, много чего повидавшего в жизни, однако же: «Когда я, придя в первый раз на представление в Большой театр, захотел сесть на мое казенное кресло, то к изумлению моему заметил, что ручки кресла соединены медной палочкой, которую шедший за мной капельдинер стал удалять.

Зрительный зал Императорского Большого театра, с картины худ. М.А. Зичи
Зрительный зал Императорского Большого театра, с картины худ. М.А. Зичи

На вопрос мой, зачем кресла запирают, полицмейстер театра объяснил, что такой порядок в Москве уже давно заведен для всех административных кресел, ибо часто москвичи не любят разбираться в номерах и садятся на казенные кресла, и если такой москвич хорошо выпил, то уж своего места никак не оставит иначе как со скандалом на весь театр. Бывали случаи, что даже и на запертые таким медным прутом кресла садились и старались прут согнуть ногами, чтобы не мешал сидеть. Таковы уж своевольные москвичи, и с такого рода озорством приходилось считаться». После назначения Теляковского больше замков на кресла не вешали…

-5

Это был маленький фрагмент из моей новой книги "Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой". Книга посвящена главному театру нашей страны и охватывает более чем столетие. Как попадали в театр и как из него уходили, как репетировали и ставили спектакли, как работали и отдыхали в квартирах и на дачах, чем болели и лечились, сколько зарабатывали и куда тратили, как выезжали на гастроли — эти и другие нюансы повседневной жизни вы найдете на страницах книги . Жизнь знаменитых певцов и артистов балета, известных дирижеров и музыкантов, главных режиссеров и художников, простых суфлеров и гримеров и даже зрителей из партера, царской ложи и галерки — все переплелось в этой необычной книге. А еще читатели узнают, кто такие «моржи», «сырихи» и «первачи», что означает «протырка», «кидон» и «щетина сцены», кто такие Вишня и Невыносимонов и как космические ракеты «бороздили» Большой театр...

Благодарю Вас за внимание, как пишут в таких случаях, не забудьте подписаться на мой канал и лайкнуть. 😊 С уважением, Александр Анатольевич Васькин - писатель, культуролог, историк Москвы и советской повседневности, автор и ведущий программ на радио "Орфей". Сайт: александр-васькин.рф , YouTube-канал: Александр Васькин Отрывки из моей книги я читаю на радио "Орфей" ежедневно - после 13.00 и 21.00 в программе "Закулисные истории". О других эпизодах из жизни Большого театра читайте здесь:

Поклонницы Лемешева: веник вместо цветов

Борис Покровский: "Я остался в дураках..."

Апельсин для Ольги Лепешинской

Удивительный Светланов

Майя Плисецкая и ее миллионы

Любимый пудель Галины Улановой

Тайна перстня Федора Шаляпина