Некоторым родителям кажется хорошей идеей на каникулах заставлять отпрысков "заниматься": переписывать тексты из книг и писать с ними диктанты. Такая самодеятельность далеко не безвредна. Пустая нагрузка на весь синергетический комплекс письма не только безрезультатна, но и чревата неврологическими ответами. Если у школьника стойкие нелады с грамотностью, он, скорее всего, дисграфик. Переписывание здесь не поможет. Главная причина упорной безграмотности – дефицит внимания, который резко наступает сразу в момент письма и дальше неуклонно растет. Ученик пишет, не вникая в смысл, не понимает, о чем речь. Появляются нелепые описки, пропуски и замены слов и целых строк, в голове не держится смысл: он сразу рассеивается, уплывает. Внимание истощается, подросток не в силах обработать информацию. С тем же успехом он может списывать любой бессмысленный набор фраз, даже не заметив, что там что-то не так.
Вдвойне печально, что рекомендацию "как можно больше переписывать любые тексты из книг" учащиеся порой получают от своих учителей или репетиторов. Им кажется, что таким образом у неуспевающих будет работать "зрительная память на то, как пишутся слова". Это расхожее заблуждение. Дисграфик при списывании не отдает себе отчет, что за слово перед ним и что оно значит. О влиянии "зрительной памяти" можно говорить лишь в отношении взрослых, у кого письмо стабильно (да и то её роль в этом деле, скажем так, весьма условна).
Мать "для закрепления результата" предложила девятикласснику переписывать текст из "классики". Ответом было не "закрепление грамотности" и "приобщение к литературе", а ряд неприятных изменений неврологического статуса и паретический ("писчий") спазм, который, к сожалению, удалось устранить лет через пять и то лишь частично.
Диктовать тексты ("чтобы потом разбирать ошибки") столь же бессмысленно. Ошибки, которые делает ученик, не имеют к знанию правил никакого отношения: только что "проработанное" слово он тут же напишет неправильно. Следующий раз он его не узнает и не вспомнит.
На вопрос «что нам делать летом?» самый правильный ответ – отдыхать. На то и даны каникулы. Надо гулять, общаться с людьми, смотреть фильмы, читать книги (не только по программе), расширять свой кругозор, чаще бывать за пределами ежедневного обитания в своем городе, посещать интересные места, быть в курсе молодежной культуры – то есть жить и развиваться. Для занятий оставьте последнюю декаду августа. Но и тогда не надо будет ничего переписывать и ничего учить. В программе "Идеальная грамотность" нет ни одного грамматического правила, зато есть законы, которые вытекают из самой логики письма и поражают своей простотой. Записаться к нам в школу грамотности на курс "Без правил" можно уже сейчас.