Найти тему

Львовский междугородний экспресс

Всем привет!

Междугородний транспорт в СССР был представлен в основном легендарными венгерскими автобусами Ikarus (об одном из них – Ikarus-250 – можно прочитать здесь). Но и отечественные машиностроители создали автобус для дальних перевозок, который тоже стал легендой – ЛАЗ-699, или «Турист». О нем-то я сегодня и расскажу.

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Нашего героя начали проектировать еще в 50х гг. Первый опытный образец, имевший обозначение «Карпаты», был показан на ВДНХ в 1961 г.:

Источник фото: laz-legend.ru
Источник фото: laz-legend.ru

Но опытная эксплуатация выявила некоторые серьезные недостатки в конструкции. Однако львовские машиностроители не сдались, и в 1963 г. представили переделанный прототип, который при испытаниях оказался уже более надежным. В результате в 1964 г. с конвейера сошли первые серийные автобусы.

Первые ЛАЗ-699 носили дополнительный индекс А. По сравнению с опытными образцами машину сильно упростили, но даже в таком варианте конструкция автобуса была прогрессивной:

ЛАЗ-699А. Источник фото: nashi-avto.ru
ЛАЗ-699А. Источник фото: nashi-avto.ru

Салон автобуса тоже сильно упростили: если на опытных образцах было 34 сидящих места, а в придачу гардероб и мини-буфет, то на серийных машинах было лишь 41 посадочное место, а над ними багажные полки, внизу которых висели индивидуальные светильники и воздуходувки:

Салон ЛАЗ-699. Источник фото: fotobus.msk.ru
Салон ЛАЗ-699. Источник фото: fotobus.msk.ru

Двигатель располагался сзади, занимал объем 7 л и развивал 180 л.с. Его главной бедой стал расход топлива, который достигал 50 л на 100 км. Но пока в Советском Союзе бензин был дешевым, на этот недочет просто закрывали глаза.

Все же некоторые недочеты в конструкции раннего автобуса дали о себе знать в процессе эксплуатации, и в 1966 г. производство ЛАЗ-699А свернули, выпустив всего около 110 экземпляров.

Интересная деталь: в следующем году один из выпущенных автобусов был представлен во Франции, и там же показал отличные результаты в скоростном маневрировании.

На родине же модель приходилось модернизировать. В 1969 г. появились новые опытные автобусы ЛАЗ-699Н. Они отличались более простым дизайном, запасной дверью сзади и, конечно же, более прочным кузовом.

ЛАЗ-699Н. Источник фото: Pinterest.ru
ЛАЗ-699Н. Источник фото: Pinterest.ru

Эти «Туристы» часто впитывали в себя некоторые изменения в конструкции и испытывались очень долго. Лишь в 1975 г. они стали выпускаться серийно, да и то в небольших количествах.

Только в 1978 г. появились по-настоящему массовые «Туристы», получившие обозначение ЛАЗ-699Р. Эта как раз та версия автобуса, которую мы привыкли видеть в детстве:

ЛАЗ-699Р в Красноярском крае. Источник фото: fotobus.msk.ru
ЛАЗ-699Р в Красноярском крае. Источник фото: fotobus.msk.ru

Как видите, дизайн автобуса снова упростили. Однако технические характеристики по сути не изменились: тот же двигатель, та же 5-ступенчатая коробка передач, тот же гидроусилитель руля и та же максимальная скорость 102 км/ч.

Эта версия автобуса распространилась по всему Советскому Союзу, и даже после его распада не переставала исправно работать. Выпуск ЛАЗ-699 закончился в 2002 г., но эти машины продолжали бодро бегать по дорогам России и стран СНГ, в качестве не только междугороднего, но и экскурсионного транспорта:

Экскурсионный ЛАЗ-699Р в Красноярске. Источник фото: fotobus.msk.ru
Экскурсионный ЛАЗ-699Р в Красноярске. Источник фото: fotobus.msk.ru

Именно на экскурсионном ЛАЗ-699 мне довелось прокатиться в первом классе, в самом конце 2007 г.

В 2010х, несмотря на то, что «Туристы» тогда уже устарели и не отвечали очень многим требованиям, их еще можно было встретить на междугородних маршрутах. Так что в качестве бонуса один из последних красноярских ЛАЗ-699, которого я встретил весной 2018 г.:

-8

А как долго бывали эти автобусы в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!