Отчёт о финансовых результатах (бухгалтерский Отчёт о Прибылях и Убытках 📃 ОПиУ) показывает, какое количество денег на счёте является прибылью и насколько вообще компания была эффективной за конкретный период времени.
Узнайте, для чего нужен, зачем составлять, как делается и можно ли автоматизировать.
Для начала: зачем все эти отчёты?
Цель любого бизнеса – получение прибыли. Само присутствие денег на счёте не является прибылью. Для её подсчёта и понимания целостной картины финансового состояния нужны управленческие отчёты. Их три.
- ОДДС (отчёт о движении денежных средств) — помогает контролировать деньги;
- P&L/ОПиУ (отчёт о прибылях и убытках) — отвечает на вопрос «эффективен ли бизнес»;
- Управленческий баланс — даёт понять, «где именно находятся деньги».
Руководители и собственники более всего заинтересованы в достоверности того, как именно сработало предприятие в отчётном периоде. Ответ на этот вопрос как раз формируется в отчёте о прибылях и убытках (P&L).
Вот, что показывает отчёт P&L:
- финансовый результат компании;
- по каким направлениям и структурным подразделениям получена прибыль;
- по каким накопился убыток;
- насколько конечный результат совпадает с плановым;
- в каких валютах получены доходы и понесены затраты;
- насколько затраты соответствуют полученным доходам.
Пошаговое руководство, как сделать отчёт о прибылях и убытках
Стандартной формы нет. Разрабатывается документ в условиях текущих потребностей предприятия.
Отчёт о прибылях и убытках включает в себя следующие показатели:
- валовая прибыль,
- операционная прибыль,
- чистая прибыль и др.
Заполните статьи доходов (I) и расходов (II) организации.
I. Доходная часть отчёта
Достаточно базовых вычислений для формирования текущей картины.
- В доходной части рассчитайте валовую прибыль = объёмы продаж минус себестоимость проданных продукции/услуг.
- Посчитайте операционную прибыль = валовая прибыль минус оставшиеся расходы, которые не относятся к расходам на производство.
- Выпишем чистую прибыль = операционная прибыль минус налог на прибыль.
II. Расходная часть отчёта
Расходная часть в отчете представлена более детализировано. Все расходы в отчёте о прибылях и убытках отражаются постатейно. Иногда их группируют согласно специфики.
Взгляните на пример того, как может выглядеть правильно составленный ОПиУ. Документ автоматически сгенерирован в «КУБ24.ФинДиректор».
III. Отчёт индивидуален для каждой компании
Например, обычный ОПиУ может иметь несколько другую структуру:
- выручка;
- переменные расходы;
- маржинальная прибыль (выручка минус переменные расходы);
- постоянные расходы;
- операционная прибыль (маржинальная прибыль минус постоянные расходы);
- EBITDA (прибыль до уплаты налогов, % за кредит и амортизации);
- амортизация;
- EBIT (прибыль до уплаты налогов и % за кредит);
- финансовые расходы;
- налог на прибыль;
- чистая прибыль (EBIT минус % за кредит и минус налог на прибыль).
💬 Вопрос: для чего разделять расходы на постоянные и переменные?
Ответ: это даёт руководителю эффективный рычаг управления структурой расходов.
- Переменные расходы — расходы, которые непосредственно зависят от объёма производства (материалы, комплектующие, электроэнергия).
- Постоянные расходы — расходы, размер которых не зависит от объёмов производства (управленческие, маркетинговые расходы).
💬 Вопрос: мне сказали, что сейчас никто не делает эти отчёты вручную в Excel и уж тем более на бумаге; как тогда составлять?
Ответ: вручную (в Excel или Google Docs) составляют маленькие предприниматели; но с масштабированием и увеличением организации не обойтись без автоматизации. Благо такое программное обеспечение сейчас простое в освоении и доступно каждому.
💡 Средние и большие компании в России уже давно ведут управленческий учёт в сервисах и приложениях.
Автоматизация управленческого учёта:
- повышает оперативность,
- гарантирует достоверность,
- обеспечивает корректность полученных данных.
Если в вашей компании отсутствует автоматизация учёта, и вы ведёте всё в Excel или Google-таблицах, то:
👉 Оцените преимущество полной автоматизации сбора данных и построения отчетов в «КУБ24. ФинДиректор».
Программная автоматизация несомненно повысит эффективность принятия управленческих решений и успешность бизнеса в целом.