В начале хотелось бы отметить, что на разных этапах космического полета ракетоносителя используются разные двигатели.
Например, первая ступень ракеты «Союз» разделена на 4 блока, где на каждом установлен один двигатель РД-107А. Через 107 секунд полета Союза, на высоте около 50 км. 4 боковых блока с двигателями РД-107А отделяются, и за дело принимается двигатель второй ступени РД-108А с 4-мя камерами сгорания и с 4-мя рулевыми соплами.
Однако запуск двигателя второй ступени РД-108А происходит еще на земле вмести с двигателями первой ступени, и уже в одиночку доводи ракету до космоса ориентировочно на 190 км от Земли.
Далее за дело берется двигатель 3-ей ступени РД-0110 с 4-мя камерами сгорания и с 4-мя рулевыми соплами, время работы которого 240 секунд. Этот двигатель выводит космический аппарат на орбиту, после чего тоже отделяется.
Стоит отметить, что эта схема настолько удачная, что даже американское Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства используют ее до сих пор.
Причем, не смотря от отказа на поставку российских ракетных двигателей РД-180 и РД-181, официально ссылаясь на их токсичность, американцы до сих пор летают в космос на российских ракетных двигателях.
Разработанный совместно НПО «Энергомаш» и американской компании Pratt & Whitney на рубеже 90-х годов, двигатель РД-180 является настолько удачной конструкцией, что даже Илон Маск признал этот факт.
Хотелось бы отметить, что не смотря на удачную конструкцию двигателей линейки РД-180, они работают на достаточно токсичном виде топлива. Но уже сегодня работы по российским двигателям, работающих на экологически чистом виде топлива, прошли завершающий этап испытаний и готовы к космическим путешествиям.
Сегодня проект ракетоносителя тяжелого класса «Протон», работающего на вредном топливе, окончательно сворачивается и на смену ему идет экологически чистая ракета «Ангара» для которой и начали выпускать эко двигатели РД-0124А работающие на кислород-керосине.
Стоит отметить, что в конструкции двигателя РД-180 используется 2 камеры сгорания и один турбонасосный агрегат.
Однако российским конструкторам ничего не помешало разделить эту конструкцию на два двигателя, в каждом из которых был установлен свой турбонасосный агрегат и в результате получили два двигателя РД-181, который так же удачно стали экспортировать в США.
Примечательно и то, что свое время РД-180 был получен аналогичным путем, в результате деления пополам самого мощного ракетного четырехкамерного двигателя в истории РД-170.
РД-170 разрабатывали непосредственно для ракетоносителя Энергия. Однако после 2-х запусков ракеты в 87-ом году этот проект был свернут вместе с проектом многоразового космического корабля Буран.
Договор поставки двигателей РД-180 в США был заключен в 97-ом году. Согласно официальным данным за все время было поставлено порядка 120 двигателей РД-180 и совершено 89 удачных полетов.
Отмечу, что РД-180 используются в качестве первой ступени на американских ракетах класса Атлас, а РД-181 на ракетах Антарес, при помощи которых сегодня США доставляют грузы на МКС.
Однако все чаще в прессе всплывает тема окончательного отказа американцев от российских ракетных двигателей, в пользу экологически чистых ракетных двигателей разработанных непосредственно американскими компаниями. Но вопрос о том, смогут ли найти замену РД-180, пока остается в подвешенном состоянии.
Еще в прошлом году американские издания распиарили новость о том, что один из основных подрядчиков НАСА – компания Blue Origin поставила НАСА две новых разработки - экологически чистые ракетные двигатели BE-4 для первой ступени, работающих на топливе метан-кислород.
Однако позже основатель компании Blue Origin Джефф Бэзос заявил, что ракетные двигатели BE-4 были построены только в рамках исследования и вряд ли эта конструкция в дальнейшем станет серийной.
Так же стоит отметить, что в Роскосмосе заявили, что контракт НПО «Энергомаш» с США на поставку двигателей завершен, и последняя партия 6-ти ракетных двигателей РД-180 была отправлена еще в начале этого года.
Однако, несмотря на жесткие требования Конгресса США полностью отказаться от российских двигателей РД-180 и РД-181, представители Роскосмоса уверены, что американцы подпишут новое соглашение на поставку российских ракетных двигателей, как минимум в рамках краткосрочного договора на поставку двигателей РД-180 и РД-181 до 2024 года.
Так же стоит отметить, что представители НАСА не зря лоббируют это новое соглашение. В связи с тем, что на данный момент российские ракетные двигатели пока нечем заменить, а окончательный отказ от поставок российских ракетных двигателей РД-180 и РД-181 грозит американскому бюджету к потере как минимум 10 млрд. долларов в год.
ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ