В настоящее время унифицированным катапультным креслом, применяющимся на большинстве типов современных боевых самолетов, является катапультное кресло (КК) К-36 и его модификации, но начинать цикл статей о конструкции КК К-36 с описанием различных модификаций (К-36Д-3,5; К-36Д-5 и т.д.) невозможно не упомянув о предпосылках и принципиально новых задачах, которые должно было решить катапультное кресло следующего, третьего поколения, которым в итоге стало знаменитое на весь мир «К-36»
Разнородность катапультных кресел в середине 1960-х годах
В середине 1960-х годов стали ясны недостатки катапультных кресел второго поколения, обеспечивающих спасение экипажа ЛА на высотах 50-2500м при скоростях 150-1200км/ч Развитие авиационной техники в направлении создания самолетов с большой скоростью полета на малых высотах, истребителей маневренного воздушного боя, перехватчиков и бомбардировщиков с большими сверхзвуковыми скоростями полета на больших высотах, а также создание самолетов вертикального взлета и посадки и самолетов с базированием на авианесущих кораблях требовало дальнейшего совершенствования средств спасения с учетом особенностей новых самолетов и накопленного эксплуатационного опыта.
В начале 60-х годов в нашей стране в строевых частях и в производстве имелось большое количество разнотипных катапультных кресел, в которых применяли различные типы парашютных систем, комплектов кислородного оборудования, пироэнергодатчиков. При этом в серийном производстве имелось пять типов катапультных кресел, что существенно усложняло обслуживание и требовало наличие персонала, способного произвести обслуживание всех типов кресел с учетом их специфики. Кроме того, затруднялось и обучение летного состава, что в общем снижало надежность и безопасность полетов.
В связи с этим возникла острая необходимость создания унифицированной катапультной установки, обеспечивающей спасение в полном диапазоне скоростей, числе М и высоты полета и позволяющей применять ее в различных комплектациях на всех типах современных и перспективных самолетов различного назначения.
Требования к катапультному креслу нового поколения.
К новому унифицированному креслу предъявлялись требования по обеспечению безопасности человека в диапазоне индикаторных скоростей 0-1400км/ч на высотах 0-30 км. К этому времени, предприятие НПП «Звезда» уже обладало богатым опытом, а часть поставленных задач уже была решена при создании катапультного кресла К-24 (см. статью о катапультном кресле К-24).
Тем не менее, новые задачи требовали нового выбора аэродинамической схемы катапультного кресла в целом.
Новое катапультное кресло помимо уменьшенной массы и габаритов, повышенной надежности и простоты в обслуживании, должно было впервые в отечественной и мировой практике стать унифицированным КК, которое могло быть применено на самолетах различного тактического назначения и имеющих различные летные характеристики.
Главные задачи, решение которых требовалось при разработке нового КК.
При создании кресла нового поколения нужно было решить две принципиальные задачи:
1-снизить уровень воздействующих условий катапультирования на члена экипажа, применившего КК;
2-уменьшисть потребный запас высоты, необходимый для спасения члена экипажа при катапультировании из аварийного ЛА.
Первая проблема была связанна с выбором схемы стабилизации КК и обеспечением нужной аэродинамической системы «летчик-КК», с исследованием силового воздействия аэродинамического потока на летчика при больших индикаторных скоростях потока, с выбором оптимальной позы летчика в катапультном кресле и способов снижения эффекта динамического воздействия потока за счет формы и механических характеристик опорных поверхностей КК, а также применения совершенной системы фиксации летчика в КК.
Вторая проблема была связанна с выбором конструкции и характеристик энергодатчика КК, с созданием совершенной парашютной системы, новой автоматики, обеспечивающей ввод парашюта, а также с выбором системы управления креслом для многоместных самолетов и самолетов с вертикальными взлетом и посадкой.
В результате научных исследований и экспериментов, проведенных на АО «НПП «Звезда», вначале был сформирован облик нового кресла, а затем создано серийное катапультное кресло К-36 и многочисленные модификации с улучшенными характеристиками, которые в настоящее время массово применяются на различных типах ЛА.
1-"Краткая характеристика ударных перегрузок, возникающих при катапультировании" (см. ссылку).
3-Описание катапультного кресла К-22 (см. ссылку).
4-Видеообзор катапультного кресла К-22 (см. ссылку).
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Прогулки в стратосфере».
Продолжение следует…