Автор заранее приносит извинения, если в вашем родном городе нет площади Ленина, или Привокзальная площадь называется по-другому. Или расстояние между ними совсем иное. Речь идет о среднестатистическом городе и среднем расстоянии между площадью у железнодорожного вокзала и Главной площадью города.
Что такое площадь Ленина?
До революции главной была площадь, на которой был рынок («торг») или стоял главный храм – собор. Часто это было на одной площади или сильно рядом. Поэтому и называлась в те времена главная площадь то Рыночной, то Соборной. В советские времена их переименовывали в площадь Ленина (варианты – Советская, Красная и т.д.).
А вот вокзал и вообще железнодорожное хозяйство устраивали в 2 верстах (плюс-минус полверсты) от центра города. Почему?
Потому что дым и звук от паровозов, грохот пассажирских и грузовых составов плохо бы действовал на господ обывателей. Так и появился этот негласный стандарт: 2 версты (= 2 километра) от вокзала до центра города.
Так что Базар-Вокзал - это не только поговорка, но и формула главной транспортной оси города.
Если город богател и обзаводился трамваем, то первый его маршрут всегда пролегал от Вокзала до «Соборной» («Рыночной») площади. Удобства всё тех же обывателей для. Ну и к огорчению извозчиков – далеких предков маршруточников, которые оставались без шальных заработков.
Давайте отправимся по железной дороге из Петербурга на Юг России и исследуем некоторые крупные города (с трамваями) на предмет проверки нашей гипотезы.
Санкт-Петербург
С Петербургом все просто. Первый вокзал (не считая Царскосельского) – это Николаевский, ныне Московский. Привокзальная площадь в Петербурге – это пл. Восстания (бывшая Знаменская).
А вот что считать в северной столице центральной площадью, сказать трудно. К моменту запуска Петербурго-Московской железной дороги главным храмом был Казанский собор. Стало быть условная «соборная площадь» – Казанская (та, что перед храмом).
Простое измерение по оси Невского проспекта показывает, что от нее до «привокзальной» (пл. Восстания) – ровно 2 км!
Оправдывается и гипотеза с трамваем. В Петербурге в 1907 году трамвай запускался сразу «сетью», один из первых маршрутов – от Знаменской (Восстания) по Невскому проспекту до Дворцовой пл. открыт 11(24) декабря 1907 года.
Тверь
Первым крупным городом «с трамваем» на нашем пути будет очаровательная Тверь, сочетающая строгость Петербурга с уютом купеческой Москвы.
«Рыночную» площадь в Твери сейчас не так просто найти. Лишь искушенные твереведы скажут, где был главный «торг». Это современная Тверская площадь (когда-то Мытная, Хлебная), где и кипела вся жизнь.
Отсюда же начинался главный променад – современный бульвар Радищева. Берем в руки «Яндекс-линейку»... Все сходится: от вокзала до Тверской площади 2,5 км.
Другой центр Твери – административный – это «Октогон», площадь Ленина. До нее чуть дальше, но не принципиально.
Тверской трамвай был одним из первых в России – заработал в 1901 году. Собственно, по появлению трамваев в том или ином городе можно было судить о его благополучии. Первые трамвайные города России – сплошь купеческие столицы: Астрахань, Витебск, Казань, Курск, Нижний Новгород, Тверь, Одесса, Орел!
Так вот первый маршрут Тверского трамвая прошел от Вокзала через центр («пл. Ленина») до Морозовской фабрики (район Пролетарка). С 2018 года Тверской трамвай закрыт на неопределенное время.
Москва
Ну вот уже и показалась «Златоглавая».
Вокзалов здесь много, но главная «привокзальная площадь» – это само собой Каланчёвская, она же Комсомольская, она же площадь Трёх вокзалов.
Центральная же площадь Белокаменной – Красная (совмещавшая функции и «рыночной», и «соборной») названия не меняла.
Меряем расстояние от Трех вокзалов до Кремля… Что с расстоянием?
Ого! Целых 3 километра. Но надо понимать, что к моменту открытия первого вокзала (Николаевского) жилые дома для приличной публики простирались вплоть до Садового кольца и даже дальше. Так что в Москве многие обыватели (например, Мещанских улиц) были недовольны тем, что рядом с их домами забурлила вокзальная жизнь. Кстати, на расстоянии трех километров от Красной площади и Кремля находятся почти все исторические вокзалы Москвы.
С трамвайным маршрутом №1, конечно, в Первопрестольной не случилась такая красивая история, как бы хотелось. Но дело в том, что в Москве зарождение трамвая, точнее его переформатирование из сети конки, было очень сложным. В итоге от Привокзальной (Каланчёвской) площади до Красной ходил не 1-й маршрут, а 24-й…!
Тула
Ну а наш условный поезд едет на юг, по бывшей Московско-Курской железной дороге, загудевшей на всем протяжении (от Москвы до Курска) к 1868 году. Главные ее узлы: Тула, Орел, Курск. Города с похожей историей и устройством.
Историческим центром Тулы, как и во многих русских городах, служил кремль. Рядом с ним сложился Торг, на месте которого сейчас, как и положено, – площадь Ленина.
Всё чин чином: со зданием администрации и памятником вождю пролетариата. Здесь же, кстати, и собор – Успенский. Так что всё сходится. Сходятся в эту точку и главные магистрали города оружейников.
Ну что, меряем от пл. Московского вокзала («привокзальной») до пл. Ленина («рыночно-соборной»)…
Ровно 2,5 км!
Первый трамвай в Туле появился после революции, в 1927 году. Это намекает нам на то, что тульские купцы были не так удачливы, как например их коллеги в Орле или Курске.
Но уже с 1888 года проложили конку и ее первый маршрут – от Вокзала через центр города к Киевской заставе. Таков же был и маршрут электрического трамвая, который появился уже в советской Туле, в 1927 году.
Орёл
В Орле площадь перед вокзалом, известная скульптурой гигантского Орла, и в самом деле называется «Привокзальной». А вот «рыночная площадь» имеет совсем далёкое по теме название – «Сквер Танкистов».
Но именно здесь, в районе бывшей Ильинской площади и был главный «торг», да и сейчас здесь находится ЦУМ.
Сразу за Окой – уже «соборное место» – Богоявленский собор на территории бывшей Орловского кремля.
Расстояние от вокзала до центра Сквера танкистов – 2,5 км. Первый маршрут трамвая (в Орле обошлось без конки) в 1881 году провели от вокзала через Ильинскую площадь к Кадетскому корпусу. Маршрут №1, что характерно, и сегодня начинается от Вокзала.
Курск
В Курске мы обнаружим, что от Вокзала до главной площади (Красной) больше 3 километров. Неужели наша гипотеза неверна?
Но дело в том, что к центру города железная дорога ближе всего подходит в районе пл. 472 км, и тут уже расстояние немногим более 2 км. Да и Курск устроен очень своеобразно, его центр растянут между двумя площадями – Красной и Московской.
Красная на самом деле возникла искусственно – уже при Екатерине II. Как раз между ними по Московской ул. (ул. Ленина) и прошла первая линия Курского трамвая. Вокзал находился далеко от города. Поэтому трамвай до него дотянулся не сразу. Необходимо было строить серьезный мост через строптивую речку Тускарь. Это смогли сделать только при советской власти в 1935 году. Так что извозчики насосались с пассажиров крови вдоволь.
Симферополь
Нам пора заканчивать наше путешествие, правильно это было бы сделать в Крыму. Сейчас здесь только один действующий трамвай – в Евпатории. А когда-то было больше: в Севастополе, Симферополе, Керчи и даже небольшом посёлке Молочное.
Наиболее ярким подтверждением нашей гипотезы будет столица Крыма – Симферополь, «город для всеобщей пользы». Такое имя дала ему Екатерина Великая.
Железная дорога сюда пришла в 1874 году, и была это частная Лозово-Севастопольская железная дорога, которая впоследствии соединилась с Московско-Курской и Курско-Харьково-Азовской. Образовалась важнейшая магистраль нашей страны – от севера до юга.
Симферопольский вокзал – визитная карточка города, «ворота Крыма». Но площадь перед вокзалом не балует нас ни архитектурой, ни названием – Привокзальная. Центр же города – площадь Ленина, опять же с памятником вождю и прочими атрибутами.
Сто лет назад она называлась Фонтанной, здесь был центр жизни в прямом смысле. В центре города бил фонтан с водой, коей в Крыму всегда был дефицит. Вокруг фонтана шла торговля и вообще кипела жизнь.
Если померять расстояние от Привокзальной площади до площади Ленина, то получим ровно 2 километра, можно сказать даже ровно 2 версты (верста – 1067 метров).
Достойное завершение нашего эксперимента. Да и с трамвайным маршрутом №1 все «по классике»: Вокзал – Вокзальная ул. (бульвар Ленина) – Екатерининская ул. (ул. Карла Маркса) – Пушкинская ул. – Фонтанная пл. (рынок) и еще дальше!
Открывался симферопольский трамвай в тревожном 1914 году, кое-как был восстановлен после войны, но в 1970 году навсегда ушел в историю.
***
Приносим извинения всем городам, о которых не смогли рассказать в этом обзоре. Если вы готовы подтвердить нашу гипотезу на примере своего любимого города – делайте это в комментариях.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части и вообще окрестностях Северной столицы вплоть до Москвы и Севастополя.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами