Греческое слово "танатос" означает "смерть", так что бог смерти, каким его представляли себе древние греки, так и звался - Танатос. Просто и без затей. Непременными признаками его образа были большие черные крылья, в руках он держал либо меч, либо погасший факел. Как любой бог, он имел свой культ, храмы и приношения. Особенно поклонялись Танатосу в Спарте, что немудрено. В воинском полисе он праздновал особенно богатую жатву.
У Танатоса был брат-близнец Гипнос, парень во всех отношениях менее радикальный. Матерью обоих была богиня Ночь (Нюкта).
Танатос добросовестно исполнял свой долг. Греки верили, что жизненный срок каждому человеку определяют Мойры. Танатос приходил вовремя, срезал у смертного прядь волос и уносил его душу в царство Аида. Собственно, в этом заключалась его работа. Как-то противостоять ему было бесполезно, Танатос всегда брал верх, ведь все люди смертны. Но два героя сумели-таки его одолеть.
Первый, кто стал бороться с ним, был Геракл. Об этом вопиющем случае рассказал Еврипид в своей трагедии “Алкестида”. Великий герой был так могуч, что сумел победить Танатоса и связать его. Чтобы освободиться, бог смерти был вынужден вернуть к жизни Алкестиду, жену Адмета. Ради этого все и затевалось.
Другим героем, одолевшим Танатоса, оказался Сизиф. Он был так умен, что сумел перехитрить его, заковать в колодки и держать у себя дома в плену. Наступили очень странные времена - на Земле никто не мог умереть. Жили даже с отрубленными головами. Мировой баланс был нарушен, и его восстановил бог войны Арес, которому надоело вести войны без летального исхода. Он проник в дом Сизифа и освободил Танатоса, после чего тот немедленно приступил к своим обязанностям.
А Сизиф был наказан Зевсом. Но это уже другая история.
Осознание смерти породило философию, считал Аристотель, и он совершенно прав. Именно наличие смерти заставляет людей искать смысл жизни. Мы живем, понимая, что этому придет конец, хотя в глубине души не совсем понимаем, как это возможно. В ХХ веке интерес к смерти обрел свои психологические объяснения. Вот тут-то и пригодилось имя Танатоса. Его использовали для обозначения инстинкта смерти, влечения к ней.
С появлением психоанализа стали много говорить о бессознательном стремлении человека к разрушению, уничтожению, в том числе самого себя.
Понятие танатоса в таком контексте впервые использовал австрийский психоаналитик В. Штекель. Как ни странно, Зигмунд Фрейд в своих работах не использовал этого понятия, хотя, как говорят его ученики, в разговоре он употреблял его. Он предпочитал говорить «инстинкт смерти», «влечение к деструкции», «влечение к агрессии» и т.п.
Зато последователи Фрейда довольно активно использовали понятие танатоса для обозначения деструктивных влечений человека, связанных с его либидо (сексуальной энергией). Сейчас под танатосом в психологии понимают различные формы саморазрушающегося поведения и агрессию вовне, вызванные нереализованным или деформированным либидо.
Читайте еще на моем канале:
Риторика и философия: что общего между ними?
Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества
А вот еще интересное в блоге моего мужа: