Найти тему
Планета Сибирь

Большая история маленькой железной дороги

Один из первых локомотивов на паровозной тяге. Фото из  архива ДЖД
Один из первых локомотивов на паровозной тяге. Фото из архива ДЖД
Более 80 лет в Иркутске работает Детская железная дорога. Здесь всё настоящее – локомотивы, вагоны, рельсы, вокзал, только уменьшенное в масштабе, а функции стрелочников, проводников, машинистов выполняют школьники.

В 1937 году коллектив Иркутского дворца пионеров и комсомольские организации депо станций Иркутск-Пассажирский и Иркутск-Сортировочный и завода тяжелого машиностроения имени В. В. Куйбышева выступили с предложением построить детскую железную дорогу (ДЖД). Вскоре в Иркутске началось строительство: после работы, в выходные дни комсомольцы брали ломы, лопаты, носилки, тачки и шли на субботник.

Занятия по теории под неусыпным оком товарища  Сталина. Фото из  архива ДЖД
Занятия по теории под неусыпным оком товарища Сталина. Фото из архива ДЖД

Штаб строительства дороги возглавил директор Иркутского дворца пионеров и школьников, писатель Борис Костюковский. Дорога требовала капиталовложений, которых город не имел. Штабом строительства было высказано предложение о сборе необходимых сумм денег за счёт директорских фондов. На помощь пришли ВСЖД, Лисихинский кирпичный завод, Слюдянское паровозное депо, завод тяжёлого машиностроения им.В.В. Куйбышева и другие организации. Они выделили на строительство кирпич, гравий, шпалы и другие самые необходимые строительные материалы, санитарно-техническое и другое оборудование.

Параллельно с созданием базы строительства вагонное депо Иркутск-Пассажирский разрабатывало и конструировало вагоны, создавало проекты дороги, станций, депо и других сооружений.

За месяц до открытия магистрали на педсовете Дворца пионеров и школьников утвердили командный состав дороги. Первыми начальниками ДЖД назначили Валентину Александрову, а от юных железнодорожников – Борю Богоявленского – пионера, ученика 8 класса 13 школы.

Паровоз тянет три вагона. Архив ДЖД
Паровоз тянет три вагона. Архив ДЖД

8 ноября 1939 года Малую Восточно-Сибирскую железную дорогу открыли.

Под марш духового оркестра двинулся в свой первый рейс мини состав. В каждом вагоне порядка 20 человек. За первый день поезд сделал 5 рейсов, перевез около 500 пассажиров, на митинге зачитали обращение юных железнодорожников к товарищу Сталину.

В течение первого сезона ДЖД приняла 114 первых юных железнодорожников – Витольда и Алевтину Бушманов, Михаила Тверских, Давида Гуревича, Александра и Дмитрия Герасимовых, Александра Зверева и др. Для школьников, обслуживающих дорогу, сшили железнодорожную форму.

В 1941 году закончили строительство паровозного депо, отопление всех зданий было печным. Центральную станцию назвали «Солнечной», депо – имени Лазаря Кагановича, мост через протоку реки Ушаковки – имени Павла Морозова. Протяжённость дороги между станциями Солнечная и Пионерская составляла 1800 метров.

В годы Великой Отечественной войны здания ДЖД использовали для подготовки бойцов Красной Армии. Паровоз передали заводу им. Куйбышева В.В., на котором юные железнодорожники – 16-17-летние машинисты перевозили военную продукцию на ст. Иркутск-Пассажирский. Учёба юных железнодорожников не прекращалась и зимой. Чтобы научится водить паровоз, в зимние каникулы школьники ходили в рейсы с машинистами по маршруту Иркутск – Черемхово.

Первые юные железнодорожники, не закончив обучение ушли на фронт. Витольд Бушман, Евгений Смирнов, Владимир Полозов, Александр Мазов, Станислав Куликов, Владимир Кулик и Геннадий Герман погибли.

После Победы завод вернул дороге паровоз и с 1947 года Малая Восточно-Сибирская железная дорога возобновила работу.

В конце 50-х годов на смену старому паровозу пришли два узкоколейных тепловоза ТУ-2 и один тепловоз ТУ-7. В 1964 г. старые деревянные вагончики заменили на четыре настоящих цельнометаллических, импортных вагона.

В 1992 году дорогу перенесли на остров "Юность". Фото из открытых  источников
В 1992 году дорогу перенесли на остров "Юность". Фото из открытых источников

В 1967 году в Москве собирались делегаты от всех детских железных дорог. Иркутяне смастерили электровоз с программным управлением, кассира-робота по продаже билетов.

В 1992 году детская железная дорога переехала в излюбленное место отдыха горожан – на остров Юность. За 20 минут поезда «Байкал» и «Сибирячок», каждый по 7 вагонов, пробегают путь длиною в 4 км.

Занимаясь в кружках юных железнодорожников, школьники изучают специальности и могут работать проводниками вагонов, стрелочниками, дежурными по перрону, переезду, вокзалу, путевыми обходчиками.

В следующем году знакомятся со специальностями дежурного по станции, помощника машиниста, электромеханика, бригадира поезда, бригадира пути, осмотрщика-автоматчика.

Коронавирус  приостановил работу детской  дороги. Фото из  открытых источников
Коронавирус приостановил работу детской дороги. Фото из открытых источников

На третий год ребята выбирают полюбившуюся профессию, а летом проходят практику.

Юные железнодорожники Иркутска уже побывали по обмену опытом на детских дорогах в Киеве, Риге, Ростове-на-Дону, Красноярске, Свободном, Горьком и Санкт – Петербурге.

За 82 года на Детской железной дороге ВСЖД в Иркутске более 50 тысяч мальчишек и девчонок познакомились с работой железнодорожников, из них около 10 тысяч связали свою судьбу с железнодорожным транспортом.

Много лет движение поездов на ДЖД в Иркутске открывали 9 мая, увы, сейчас действуют ограничительные меры, и вагоны ждут в депо, когда смогут двинуться в путь по своему небольшому маршруту.

Понравился материал - ставим лайк, подписываемся на канал "Планета Сибирь"

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц