Вместе с общей культурной деградацией нашей страны в 1990-е значительно снизилась потребность в хорошей музыке, классическом танце и драматической игре. В этой обстановке из культурной жизни общества естественно выпадает высокое искусство, в первую очередь театр. С 1970 по 1986 года театры РСФСР ежегодно стабильно посещало более 70 млн человек. С 1995 года по настоящее время в театре каждый год бывают более чем в два раза меньше — около 28-30 млн человек. Нужно ли говорить о качестве современной театральной сцены по сравнению с советской?
Несмотря на резкий спад интереса к театру, общество остро нуждается в высоком искусстве, а творческая интеллигенция в прочной связи с народными массами. Краснодар, как известно, в этом плане город передовой, потому что у нас есть театр балета Григоровича.
Григорович — бесспорно лучший балетмейстер мира в XX веке, настоящий гигант, образчик балетного искусства, который возвёл на кубанской земле форпост русского классического балета. Наша молодежь имеет пока скверный художественный вкус и не знает, что по цене двух чашек кофе в Краснодаре можно приобщиться к настоящему высокому искусству, получить возможность эстетического развития.
Не так давно состоялся показ балета Шостаковича «Золотой век». Либретто балета было написано Григоровичем и Гликманом и не соответствует замыслу композитора, вернее заказу театра, по которому Шостакович написал музыку в 1929 году. Осталось только название балета. Григорович ввёл в балет любовную линию и, следовательно, изменил партитуру Шостаковича, добавив в неё лирические акты из наследия великого композитора. Дело в том, что изначальная музыка «Золотого века», мягко говоря, страдает известными недостатками формализма. Сейчас принято высмеивать советскую цензуру, однако объективный и беспристрастный анализ показывает, что по крайней мере с середины 30-х до середины 50-х годов, она была не органом примитивной политической пропаганды, как это любят представлять, а органом, в первую очередь, научной критики. Так вот к музыке Шостаковича в «Золотом веке» как раз применимы знаменитые слова: «Ошарашивает нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой „музыкой“ трудно, запомнить её невозможно». Без строгой партийной критики великий композитор грешил новомодными увлечениями и создавал много бессодержательного музыкального кича, особенно в годы своей молодости. Собственно, Шостакович этого и не скрывал, он прямо заявлял, что писал музыку не чтобы было удобно танцевать. Именно поэтому Григорович, который ещё в 1982 году взялся реанимировать провалившийся и забытый балет, формалистическую музыку Шостаковича смешал с лирикой классического симфонического звучания того же композитора. В партитуру были введены фрагменты Первого и Второго фортепьянных концертов Шостаковича, которые представляют собой нормальную человеческую музыку, а не левацкий сумбур.
Сюжет балета Григорович и Гликман сделали крайне незамысловатым, можно сказать примитивным, хотя сама выбранная тема крайне любопытна — нэповская Россия: противоположность загнивающей буржуазной, аморальной и душной старой России и молодой, революционной, трудящейся и творческой Советской России. Вероятно, реанимация балета в 1982 году была особенно актуальной, ведь андроповская агентура уже начала готовить советское общество к горбачёвской перестройке, как раз к краткосрочному возрождению того самого НЭПа для стремительного перехода к развалу СССР и восстановлению капитализма.
Суть балетного сюжета следующая. Рыбак-пролетарий Борис влюбляется в танцовщицу нэпмановского ресторана «Золотой век» Риту. Однако при ресторане действует банда жуликов, вожак которой, Яшка, втягивает в преступный мир Риту и её подругу танцовщицу Люську. Яшка, конечно влюблен в Риту, а Люська в Яшку. Дело разрешается тем, что Яшка убивает бросившуюся на него с ножом в порыве ревности Люську, а пролетарии-рыбаки изгоняют банду жуликов Яшки, тем самым обеспечив любовь Бориса и Риты.
В конечном счёте у Григоровича получилось спорное художественное произведение. Во-первых, соединить формалистическую и симфоническую музыку у мэтра не получилось, да и в целом это представляется невозможным. Разница музыкального звучания сильно резонирует и разрывает на части единство художественного восприятия балета. Динамические сцены выполнены в формалистическом духе, а лирические — на основе прекрасной симфонической музыки фортепьянных концертов Шостаковича. Во-вторых, при всём уважении к Григоровичу, показать противоположность нэпманов и рабочей молодёжи не удалось. У Григоровича получились разработанными и яркими все негативные персонажи: Яшка, Люська и Конферансье ресторана; и совершенно блеклыми рыбаки и Борис. Образ Риты представляется самым странным в балете. По сюжету она не совершает ни одного поступка, совершенно безвольно плывёт по течению. Борис признаётся ей в любви — она не против. Яшка танцует с ней в ресторане — она опять же не против. Борис отбивает её у Яшки — что ж, пусть будет так. Рита — изящный цветок, самодостаточный в своей красоте и совершенно безразличный к внешнему миру, тем более к классовой борьбе, которая в причудливой форме развивается сюжетом произведения.
К сожалению, у Григоровича образ нэповской России и образ банды жуликов получился в сто раз более колоритным и ярким, чем Борис с рыбаками и образ коммунистической альтернативы.
Балет открывается сценами молодёжного парада, физкультурно-танцевального марша и агитационного театра. Это должно было дать нам образ коммунистической России, но дало только плоскую карикатуру. Пластические краски коммунистической России нарочито грубые, а композиция образа страдает надуманным пафосом. Григорович изобразил прокоммунистическую молодежь 20-х вульгарно, как безликую массу, помешанную на коллективизме.
Другое дело, ресторан «Золотой век», разбойные вылазки Яшки. Там всё ярко и темпераментно. У зрителя совершенно не формируется ни брезгливого отношения, ни впечатления разложения и аморальности. Напротив, в «Золотом веке» царство веселья, которое разрушают безликие рыбаки-физкультурники во главе с Борисом. Конфликтность прослеживается вовсе не социальная, а личностная. Любовный квадрат.
Совершено обособленно драматически и музыкально располагаются любовные сцены Бориса и Риты. В основе художественной композиции любовной линии лежит почитание Григоровичем глубины духовной близости влюблённых. Фортепьянные концерты Шостаковича и танцевальное исполнение, наполненное интимными переживаниями, создают ощущение перманентной пластической кантилены. По сравнению с какофонией и истерией формалистического Шостаковича, сцены любви выглядят слащаво сказочными и чуть ли не усыпляющими.
В целом хореографические решения Григоровича, несмотря на нетанцевальность музыки, как всегда гениальны. Хореография в балете поставлена на высоте, а исполнительское мастерство актёров поражает своей безупречностью.
Риту в балете исполняет хрупкая и миниатюрная Яна Цюпко. Она создала образ безвольной, но чистой и воздушной куклы. Роль Риты ей удалась очень хорошо. Смотреть на Яну доставляет истинное эстетическое удовольствие.
Рыбака Бориса танцует Владимир Морозов — самый технически мастеровитый актёр балета. Владимир безупречен в технике, а его академизм является отдельным эстетическим явлением в каждом балете с его участием. Однако, Морозов по своей творческой манере исполнения скорее похож на студента или молодого коммуниста, чем на простака пролетария-рыбака. Но, тем не менее, мастерство Владимира и его образцовое исполнение классического танца в любом случае является самоценным.
Яшка и Конферансье — это Евгений Ланцута и Сергей Калмыков. Эти два исполнителя свои роли всегда наполняют самым эмоциональным и темпераментным содержанием. Их работа на сцене передаёт зрителю кипучую энергию жизни балета. Евгению отлично удалась преступная и любовная страсть Яшки, его авантюристический и жуликоватый нрав. Сергею легко, играючи, удалось создать бурю веселья, разврата и нэпнамовского азарта.
Пожалуй, жемчужиной балета является исполнение Ксенией Бурмистровой роли Люськи. Ей удалось создать крайне правдоподобный и очень живой образ вертихвостки и финтифлюшки. Этакой живой свистульки, резaкой, блестящей и колючей.
Короче говоря, балет «Золотой век» нужно смотреть и исследовать, он интересный, хоть в целом и спорный. Конечно, этот балет нельзя сравнивать с «несравнимыми» вещами, вроде «Лебединого озера» или «Корсара», но как воплощение сценического мастерства актёров балета, мастерства балетмейстера-постановщика и великолепного оркестра под руководством Александра Лавренюка, он имеет соответствующее сильное положительное культурное воздействие.
____________________________________
Послесловие
Уважаемые читатели!
Заносите в закладки и изучайте наши издания:
I. Общественно-политический журнал «Прорыв»
II. Газета «Прорывист»
Поддержите редакцию деньгами:
I. Принципы финансирования
II. Подписка на газету
III. Заказ нашей брошюры почтой с автографом автора
IV. Заказ нашей книги "Жизнеописание красного вождя"