Найти тему
Leader-ID

Опыт Rukami: как провести Международный киберфестиваль в пандемию

Оглавление

Мы рассказываем о проектах Технологического прорыва НТИ. Среди них Кружковое движение Rukami и его главное событие — Международный фестиваль идей и технологий Rukami в Москве. Как команда Rukami смогла организовать масштабное событие во время пандемии и выиграть премию «Событие года», рассказала руководитель проекта Наталья Смелкова.

Позвали новичков

Ежегодно в 40 странах Америки, Европы и Азии проходят фестивали Maker Faire. Они собирают в общей сложности 1,5 млн посетителей. В 2019 году на фестиваль Burning Man в пустыню Блэк-Рок в Неваде приехали 80 тысяч человек.

Создавая проект Rukami, мы хотели позвать не только технических энтузиастов, но и новую аудиторию, которая еще не знает, что такое технологические кружки и мейкерство. Мы устраиваем для посетителей фестиваля лекции, воркшопы и мастер-классы с технологическими предпринимателями и международными звездами движения изобретателей. Не просто рассказываем, как здорово заниматься мейкерством, а даем сделать своими руками.

Не просто рассказываем, как здорово заниматься мейкерством, а даем сделать своими руками.
В 2019 году фестиваль проходил 31 августа и 1 сентября на ВДНХ
В 2019 году фестиваль проходил 31 августа и 1 сентября на ВДНХ

Вышли в онлайн

Первый Международный фестиваль Rukami прошел в 2019 году на ВДНХ. За два дня событие посетили более 20 тысяч гостей. В 2020 году все мероприятия перетекли в онлайн и за лето порядком поднадоели аудитории.

Молодежь всегда сложнее вовлечь, чем взрослых. Скажем, фестиваль ВКонтакте имел успех, но он крутился вокруг сильной музыкальной программы. А мы — вообще про другое. Мы понимали, что конференция для молодежи не прокатит. Решили использовать геймификацию. Провели десятки встреч с разными экспертами, в том числе из MediaNet и GameNet.

Многие нас отговаривали, мол, нужен год или даже полтора, чтобы сделать что-то интересное. И все-таки нам удалось создать интерактивную платформу, которая позволяет управлять аватаром в киноквесте, напрямую общаться со спикерами и участвовать в мастер-классах. Нам помогли участники рынка TechNet, Студия Артемия Лебедева и веб-студия Вебпрактик.

Нам удалось сделать интерактивную платформу, которая позволяет управлять аватаром в киноквесте, напрямую общаться со спикерами и участвовать в мастер-классах
В 2019 году на фестивале было четыре трека: «Человек», «Среда обитания», «Космос» и Fun
В 2019 году на фестивале было четыре трека: «Человек», «Среда обитания», «Космос» и Fun

Основали Метаполис

Во вселенной онлайн-киберфестиваля каждый посетитель сайта фестиваля становился жителем Метаполиса. Путь жителя начинался с Погружения — полета сквозь пространство наподобие кроличьей норы с яркими визуальными образами и большим количеством пасхалок для самых внимательных.

Погружаясь, зритель отвечал на вопросы. От полученных ответов зависела тема киноквеста, который нужно пройти, и аватар жителя города. Участник мог стать, например, архитектором живых систем или тренером VR-питомца. В киноквесте за героев нужно было принимать важные решения.

Чтобы выбрать сюжетную линию, пользователи тратили метакоины — внутреннюю валюту Метаполиса, которую посетители фестиваля получали за посещение лекций и мастер-классов, голосование, участие в викторинах, опросах и квизах, вопросы спикерам и общение в чате, телепортацию в другие регионы. За метакоины участники не только продвигались по киноквесту, но и покупали сувениры на память.

Значки для выражения эмоций участников разработали в Студии Лебедева
Значки для выражения эмоций участников разработали в Студии Лебедева

Сайт фестиваля состоял из разных разделов — тематических районов Метаполиса:

  • Гравити Холл — главная сцена, выступления спикеров и музыкальная программа от инди-поп-группы SIROTKIN и поп-панк-группы «Кис-кис».
  • Сайенс Хилл — прямые включения из лабораторий, Центров молодежного инновационного творчества и других мейкерских площадок по всей России и миру.
  • ДиджиТаун — площадка, на которой участники собирали робота из зубной щетки, конструировали бионический протез из картона, давали новую жизнь старым музыкальным игрушкам.
  • Кибер-Гарден — это игровое программирование, конструирование приложений и сайтов, мастер-классы и соревнования в игре Minecraft для участников 7–12 лет.
  • Арена — это бои роботов, гонки дронов и обзоры игровой индустрии.

И были ни на что не похожие активности. Например, Метапорт, который позволял в реальном времени перенестись в Крым или в Дагестан, погулять по окрестностям, насладиться природой и узнать интересные факты о местности.

Арт-объект «Эффект водорослей», который делала команда мейкеров, ученых и художников. Водоросли в разных колбах светились в темноте, а гости могли нажимать кнопки на сайте и смотреть, как разные факторы внешней среды влияют на внешний вид водорослей.

На память о фестивале участники делали себе прикольные фотографии в онлайн-фотобудках Селфипарка
На память о фестивале участники делали себе прикольные фотографии в онлайн-фотобудках Селфипарка

Позвали спикеров, блогеров и актеров

В фильмах для вселенной Метаполиса снимались топовые для молодежной аудитории актеры: Глеб Калюжный, который сейчас снимается во всех молодёжных сериалах, Юрий Борисов, который недавно был у Дудя, звезда сериала «Просто представь, что мы знаем» Анфиса Черных. И блогеры из ТикТока — Милана Гасымова и Ольга Клещевникова.

Среди зарубежных хедлайнеров были писатель-фантаст Питер Уоттс, аэрокосмический инженер NASA и SpaceX Кеннет Смит, разработчик игр и космический турист Ричард Гэрриот, евангелист компьютерных игр Джейн Макгонигал

Собирая программу, мы хотели показать все, что есть в сфере мейкерства в России, вовлечь международных экспертов и при этом сделать интересный контент для молодежной аудитории. Среди российских спикеров были представители рынков НТИ Антон Городецкий и Андрей Ивашенцев, которые рассказывали про будущее гейминга и идею метавселенной, популяризатор науки Тим Скоренко, космонавт Олег Артемьев, координатор проектов Greenpeace Полина Каркина.

Среди зарубежных хедлайнеров были писатель-фантаст Питер Уоттс, аэрокосмический инженер NASA и SpaceX Кеннет Смит, разработчик игр и космический турист Ричард Гэрриот, евангелист компьютерных игр Джейн Макгонигал, которая рассказывала про терапевтический эффект компьютерных игр. Были два вдохновляющих примера юных изобретателей: Эван Косински и Фионн Феррейра — победители Google Slides Fare.

Каждому району Метаполиса разработали уникальный дизайн, айдентику и леттеринг
Каждому району Метаполиса разработали уникальный дизайн, айдентику и леттеринг

Рассказали о героях фестиваля

Чтобы находить лучшие практики технического творчества, мы ежегодно проводим Всероссийский конкурс проектов Кружкового движения Rukami. Финалисты выступают амбассадорами фестиваля и привлекают участников.

Лучше всего заходят настоящие герои и их истории. Например, Соня Юркина из Барнаула. Она разработала перчатку-тренажер, которая помогла мальчику, перенесшему инсульт, сжимать пальцы на руке. О девочке написали «Вести», «Газета.ру», «Мел» и другие СМИ.

Вот та самая перчатка — обычная шерстяная с прикрепленными датчиками. Соня работает над тем, чтобы сделать ее более функциональной и удобной
Вот та самая перчатка — обычная шерстяная с прикрепленными датчиками. Соня работает над тем, чтобы сделать ее более функциональной и удобной

Станислав Федоров из Пскова разработал умную трость для людей с проблемами зрения или опорно-двигательного аппарата. После фестиваля ей заинтересовалось Общество слепых. Новосибирские студенты из команды CyberBionic разработали электробионический протез руки человека. Подобные истории заставляют думать, что ты можешь не просто ходить в кружок ради досуга, а делать реально полезные вещи. Таких историй много, и мы про них пишем.

Мы настроены на офлайн и очень радуемся результатам исследований о безопасности мероприятий на свежем воздухе
Часть команды наблюдала награждение премии «События года» в онлайне
Часть команды наблюдала награждение премии «События года» в онлайне

Зачем мы все это делали

Благодаря московскому и 15 региональным фестивалям, в 2020 году к Кружковому движению присоединилось 72 830 участников — это в 10 раз больше прошлогодних цифр.

Только на главный фестиваль зарегистрировалось около 31 тысячи гостей. В этом году хотим увидеть не меньше, но теперь вживую. Мы настроены на офлайн и очень радуемся результатам исследований о безопасности мероприятий на свежем воздухе.

На платформе есть активности для посетителей любого возраста начиная от семи лет
На платформе есть активности для посетителей любого возраста начиная от семи лет

Мы ищем самые топовые площадки по Москве. В 2019 году это была ВДНХ. На этот год еще не определились — но думаем про Парк Горького. Мы планируем провести фестиваль в конце августа — начале сентября. Но если не получится — у нас есть уже готовая онлайн-платформа. Она продолжает работать, и мы будем дополнять ее активностями.

Главный смысл нашей работы — показать всю мощь и разнообразие Кружкового движения. В наших планах сделать фестиваль визитной карточкой не только Кружкового движения, а всей НТИ и подсветить новые рынки. Тем более — на дворе год науки и технологий.

Наталья Смелкова на церемонии награждения премии «Серебряный лучник»: фестиваль Rukami победил в номинации «Продвижение технологий будущего»
Наталья Смелкова на церемонии награждения премии «Серебряный лучник»: фестиваль Rukami победил в номинации «Продвижение технологий будущего»