Изящное шёлковое платье, золотые украшения – Настасья выглядела не хуже любой столичной дворянки. Она следила за модой, любила наряжаться. А граф давал ей такую возможность. Скоро всем стало понятно: у Аракчеева распоряжается его крестьянка. Красивая, конечно. И очень властная.
Настасья Минкина была дочерью Фёдора, работавшего на конюшне у графа Аракчеева. Мать происходила из крепостных (по другой версии, Настасья попала в поместье в пятнадцать лет). В девушке причудливо переплелись гены, подарив ей яркую южную внешность и умение оставаться абсолютно невозмутимой даже в самых сложных ситуациях.
Ей всегда хотелось больше, чем у неё было. Очень рано Настасья начала учиться: как держать себя, как говорить, чтобы не быть похожей на крестьянку. Дворовые посмеивались: ишь, барышня! А она и бровью не повела. Складывалось впечатление, что у Настасьи появился план на жизнь – как её устроить, чтобы не бегать босиком до конца своих дней.
Попасться на глаза хозяйскому сыну было не так уж сложно. Алексей Андреевич Аракчеев понравился ей: строгий, серьёзный, всегда занятый своими мыслями. Бывал он в имении нечасто, но этого хватило, чтобы обратить внимание на Настасью. Дело обычное – барчуки нередко проводили время со своими крепостными. Но тут вышло… иначе. Красавица буквально влюбила в себя будущего военного министра.
Карьера Аракчеева шла в гору. В Грузино, в его поместье, также быстро развивалась карьера Настасьи Минкиной. Из обычной дворовой она превратилась в фаворитку барина, и работой её не обременяли. А ещё через пару лет Настасью было уже не узнать: Аракчеев не скупился на наряды для неё, дорогие украшения, выделил целый флигель специально для Минкиной… Молодая женщина приобрела властный тон, и уже покрикивала на дворню, словно хозяйка. Когда Аракчееву доложили об этом, он только фыркнул: ему до этого нет дела. Пусть Настасья ведет дела. У неё получится.
У неё и правда получалось. Крестьянка графа Аракчеева теперь распоряжалась в поместье абсолютно всем. Она завела большую папку с бумагами, где записывала о происходящем: сколько собрали урожая, сколько продали, по какой цене закупили новый скот, кому пришлось сделать подарки, чтобы решить вопрос об одном спорном лесочке на границе владений. Цифры складывались в хорошенькой голове Настасьи быстро и ладно, словно она всю жизнь этому училась. Аракчеев был доволен. Но… не женился.
А она мечтала об этом. Понимала, что графу (он стал им в 1799 году) негоже связывать жизнь с крепостной, и упросила: подправь биографию. Ты же всё можешь! Влюблённый торжественно дал согласие. Нашёл верного человека, поговорил со знающими людьми, выяснил, какова цена вопроса. В 1804 году Настасья поменяла фамилию: теперь она звалась Шумская. Желая угодить могущественному графу, исполнители вывели для крепостной родословную с трёхсотлетней историей. Такую можно и ко Двору звать...
Но Аракчеев так и не позвал Настасью замуж. Очевидно, понимал, что в Петербурге казус с биографией быстро раскроется. Так-то он сделал подарок любимой, но украшать липовым гербом дверцы кареты – это уже слишком. В 1806 году Аракчеев женился в столице на Наталье Хомутовой, да только прожил с ней без году неделю. Едва вернулся в Грузино, и встретила его Настасья с прежним пылом, так сразу оставил жену.
Так они и жили – радостные встречи, полная власть Настасьи над поместьем, и неизменное обожание Аракчеева. Граф оказался однолюбом. Правда, со свадьбой так и не сладилось.
Но в Грузино – что вполне логично – «хозяйку» не любили. Называли колдуньей, бормотали еле слышно, что кладет она себе в карман куда больше, чем показывает графу (хотя у неё был собственный оклад в 2400 рублей в год). Говорили, что войдя во вкус власти, стала тиранить крепостных, и ревновала Аракчеева к каждой красивой девушке, на которую он мог взглянуть, когда приезжал. Особенно досталось Прасковье Антоновой. Утверждали, что Настасья прошлась по ней щипцами для завивки волос.
Другая история, о которой рассказывали в поместье, что Шумская забрала ребёнка у крестьянки Лукьяновой и выдавала за своего – чтобы Аракчеев точно повёл её под венец. Было ли это на самом деле? В приходских книгах упомянут Михаил Шумский, родившийся в 1803 году. В последующем его назвали "воспитанником графа Аракчеева". Был ли этот тот самый сын Лукьяновой, или его матерью, на самом деле, являлась Настасья? Но Аракчеев был счастлив. На счёт Шумской были положены двадцать четыре тысячи рублей, а для ребёнка граф хлопотал о дворянстве.
10 сентября 1825 года графу Аракчееву доложили, что Настасья Фёдоровна захворала. Алексей Андреевич помчался немедленно, но уже в поместье выяснил совсем иное: нет больше Шумской. Нашли её утром того же дня, бездыханную, и явно не от естественных причин. Моментально раскрылись обстоятельства: накануне Настасья снова повздорила с Прасковьей Антоновой, и тут вмешался её брат. К делу имела отношение и другая крестьянка – Дарья Константинова - это она подливала масло в огонь. Всех троих задержали.
Уже к началу октября всё завершилось – троих участников приговорили к вечной каторге. Аракчеев ушёл в отставку, и говорили, что его здоровье серьёзно пошатнулось после смерти Шумской. Он уехал за границу и путешествовал несколько лет. А затем вернулся в Грузино, где всё напоминало ему о светлых днях юности и о Настасье.
Император писал ему: «Я бога усердно прошу, чтобы он подкрепил твои силы и здоровье, и вселил в тебя необходимую твердость с повиновением его святой воле…».
Ни одна крестьянка больше не распоряжалась у Аракчеева в его поместье. А 21 апреля 1834 года графа не стало.
Михаил Шумский, предполагаемый сын Настасьи, учился в частном пансионе и в Пажеском корпусе. С июня 1824 года он состоял при Аракчееве "для особых поручений". Но молодой человек не сделал блестящей карьеры. С 1830-го был уволен со службы "за болезнью", а после переехал в Соловецкий монастырь. Граф никак не упомянул в завещании Михаила, и до конца своих дней он располагал пенсией, которую ему удалось получить от Николая I.
#наука #история россии #семейные отношения #свадьба #женщины
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!