Найти в Дзене
Советская авиация

В какой области авиастроения Россия является одним из признанных мировых лидеров?

Оглавление

Партнёр публикации ‒ авиасалон МАКС

Не буду растягивать интригу. Эта область ‒ противопожарное вертолётостроение.

Одновременно с появлением первых вертолетов стала очевидной целесообразность их использования для пожаротушения. Есть два способа превращения вертолёта в пожарный: доставка воды из ближайших водоёмов в очаг возгорания на внешней подвеске, либо оборудование вертолёта специальными бортовыми баками и системой водосливных устройств.

Автор: Алексей (другой)
Автор: Алексей (другой)

Такие крохи, как Ми-1 и Ми-2 применялись лишь для разведки и переброски людей в зоны пожаров.

В 1954 году был построен лесопожарный вариант Ми-4Л. Он мог осуществлять высадку десанта из восьми пожарных, тушение огня с помощью водяного ствола из двух баков по 500 литров, и химобработку леса. Заправка огнегасящими жидкостями производилась как на стоянке, так и на режиме висения.

Заправка вертолета Ми-4Л огнегасящей жидкостью на режиме висения. Фото: авиару.рф
Заправка вертолета Ми-4Л огнегасящей жидкостью на режиме висения. Фото: авиару.рф

В 1967 году был создан противопожарный вариант вертолёта Ми-6. От базовой модели Ми-6ПЖ отличался отсутствием крыла, внутрифюзеляжным баком на 12 тонн воды, баком для пенообразователя, насосами, опускаемой фермой с устройством для забора воды из открытого водоёма на висении, спасательным и прочим пожарным оборудованием. К сожалению, в том же году Ми-6ПЖ, пилотируемый лётчиком-испытателем Юрием Гарнаевым, потерпел катастрофу на юге Франции.

Экипаж Ю.А.Гарнаева у вертолета Ми-6ПЖ. Фото: авиару.рф
Экипаж Ю.А.Гарнаева у вертолета Ми-6ПЖ. Фото: авиару.рф

В 1971 году был построен второй вариант пожарного вертолета Ми-6ПЖ2, который отличался от первой версии новой лафетной установкой с комбинированным стволом в носу фюзеляжа. Машина успешно прошла госиспытания и неоднократно участвовала в борьбе с лесными пожарами. С 1991 года вертолёт Ми-6ПЖ2 является экспонатом Центрального музея ВВС в Монино.

Автор: Кирилл Гнусарёв
Автор: Кирилл Гнусарёв

В конце XX - начале XXI века для пожаротушения широко применяются вертолёты типа Ми-8, Ми-26 и Ка-32А.

Лесопожарная модификация Ми-8ТЛ оснащалась системой массированного сброса воды и водяной пушкой. На базе Ми-14БТ в 1990-е годы совместно Россией и Германией был разработан противопожарный вертолёт Ми-14ПЖ «Элиминатор».

Ми-14ПЖ. Фото: авиару.рф
Ми-14ПЖ. Фото: авиару.рф

В 1994 году появился пожарный вариант Ми-26ТП. Он способен за 45 секунд сбросить 15 тонн воды.

Автор: Александр FILINVIDEO
Автор: Александр FILINVIDEO

В настоящее время основным противопожарным вертолётом является Ка-32А. Эта модификация проектировалась изначально как противопожарная, а не переделывалась из уже выпущенных машин. Вертолёт имеет две водопенных пушки, устройства для эвакуации людей с крыш, и даже громкоговорители для оповещения. По мнению специалистов, вертолёт Ка-32А является одним из лучших противопожарных вертолётов в мире. Сейчас такие вертолёты сертифицированы и эксплуатируются более чем в 30 странах мира: в Канаде, Южной Корее, Китае, Украине, Болгарии, Азербайджане, Испании, Португалии, Швейцарии, Японии, Казахстане, Бразилии, Турции и т.д.

Автор: Фабрицио Гандольфо
Автор: Фабрицио Гандольфо

В настоящее время разрабатывается новая версия вертолёта, Ка-32А11М. Она предлагается для модернизации парка Ка-32 Южной Кореи, а в перспективе ‒ и у основных эксплуатантов в Европе, Турции и Китае. Глубокая модернизация существенно расширяет диапазон условий применения и эффективность работы вертолёта. Благодаря установке новых, более мощных двигателей ВК-2500ПС-02 улучшены лётные характеристики в жарких условиях, на высокогорье, что позволяет применять вертолёт с максимальной взлётной массой на высотах более 2 км. Новый комплекс БРЭО расширяет возможности по пилотированию в сложных метеоусловиях, снижает нагрузку на экипаж. Благодаря адаптации к использованию очков ночного видения стала возможна круглосуточная эксплуатация вертолёта. Новая система пожаротушения СП-32 позволяет сбросить на очаг возгорания 4 тонны воды с добавлением до 400 литров пеноагента. Возможно и тушение пожаров в высотных зданиях с использованием водяной пушки. Впервые в мире обеспечивается применение противопожарного вертолёта при температурах до -20 °С благодаря электрическому обогреву систем СП-32.

-8

Поставки Ка-32А11М заказчикам планируется начать в 2022 году. Опытный образец модернизированного противопожарного вертолёта Ка-32А11М впервые будет представлен холдингом «Вертолёты России» на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021.

Чтобы в живую посмотреть на вертолёт Ка-32А11М, придётся купить билеты на МАКС-2021. Стоимость посещения в один из публичных дней (23-25 июля) составляет 800 руб. с привязкой к дате, и 1200 руб. ‒ со свободным посещением в один из дней. С середины июля цена билета увеличится до 1000 руб. Дети до 14 лет проходят бесплатно. «Бизнес»-билеты для разового посещения выставки с 20 по 25 июля продаются по 3500 руб. Парковочный талон на легковой автомобиль стоит 3000-4000 руб. в зависимости от паркинга, на автобус – 7000 руб.

Кроме того, можно поучаствовать в акции «ИДУ на МАКС» и получить скидку на покупку билетов.

-9

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!