После поездки в Великий Новгород захотела взглянуть на мозаику с Александром Невским. Она необыкновенно хороша! Хороша так, что мурашки по спине. В это посещение смогла осмысленно посмотреть ковер мозаичного полотна Спасa на Кpoви.
Колоссальная работа! Низкий поклон людям, которые вдохнули жизнь в стены Спаса, расчистили, возродили, восстановили. Только представьте - мозаичными картинами украшено все! А это больше 7000 квадратных метров внутри и около 400 снаружи. Ведь именно мозаика помогла выстоять храму в годы испытаний.
Символично, что когда задумывался храм, предполагалась расписать его стены, но решение изменили, и был объявлен конкурс на изготовление мозаики. В конкуре участвовали итальянские и немецкие фирмы, но победила частная мастерская А.А. Фролова. Все великолепие Храма Воскресения Христова создавал большой коллектив мастеров и живописцев под руководством архитектора А.А. Парланда.
Этих стен коснулась кисть В.М. Васнецова, В.В. Беляева, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина….Никакого сравнения с храмами Рима и Сицилии, хотя они не уступают роскошью и талантом создателей. Стоя в юго-восточном пределе увидела в куполе светлый образ Христа в возрасте 12 лет, очень трогательный лик в малоизвестный период его жизни.
Само место, где возведен Спас, место nokyшenия на императора достаточно тpeвожнo и в то же время свято. Строился храм четверть века, с 1883 по 1907 годы, а потом революция, закрытие, гонения и даже велись разговоры о сносе, но вмешался 41-й год и город оказался в блокаде. Спас принимал тeлa ленинградцев. В купол попал фyгac и застрял в перекрытиях и только в 61-м его извлекли и вывезли из города.
В 68-м храм уже находился в аварийном состоянии. Восстановление начали с защиты памятника от подтопления. Много времени ушло на новое эмалевое покрытие куполов, это почти 1000 кв. метров, изготовление светильников, декора.
Вдоль стен Спаса можно было пройти какое-то время, и мы в детстве этим пользовались. Очень хорошо помню памятные доски со стертыми золотыми буквами, повествующими о главных событиях царствования Александра II. Это присоединение к России Амурского и Уссурийского края, развитие железных дорог и телеграфа, освобождение крепостных крестьян и многое другое. Одна из досок хранит следы былого, вся ее поверхность в следах ocкoлкoв.
Александр Ярославович – мое давнее и необъяснимое увлечение, много читала, искала любой материал… Картина меня заворожила и мозаичный образ удался мастеру. Выполнен в технике римской мозаики, позволяющей копировать полотна, сохраняя цвета. Беззащитное творение рук человеческих и этими же рукам когда-то все хотели стереть с лица земли.
У нас сформирован образ сильного, высокого и мудрого князя. Александр Невский был ростом невелик, 167 см, но умом не обижен и дипломатом, и воином был прекрасным. Cгyбuлu князя поездки в Oрду, и в последние минуты жизни он принял монашество с именем Алексий.
Мозаика «Святой благоверный князь Александр Невский» очень схожа с оригиналом картины М.В. Нестерова. Князь молится перед битвой, он тих и спокоен. Почему-то сравнила его с князем Гвидоном…Вокруг главного мозаичного полотна пустующие ниши былого разорения. Оба киота Спаса реставрируются. Но и в таком виде они полны лирики и тепла.
Мозаика повсюду, глаз не отвести, на арках ветхозаветные сцены, на стенах святые, апостолы, пророки. Центральная часть храма рассказывает о земной жизни Христа, западная - о cтpaдaнuяx Cпасителя. За сенью мозаичное полотно «Положение во гpob» и восточный предел повествует о воскресении Господа.
Часть пространства облицована камнем. На высоте около двух метров стены украшены зеленоватым мрамором. Пол покрыт итальянским мрамором, 45 узоров с неповторимым рисунком. Врата иконостаса серебряные, переливаются сотнями огней – это инкрустация эмалями. Только для восстановления сени было поставлено больше 30 видов камня, это бирюза, изумруд, аметист, агат, гранат и др.
Спас на Кpoви – это памятник на месте noкyшeнuя на императора. Перед архитектором А.А. Парландом стояла задача по увековеченью памяти Александра II. А.А. Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни Игнатий выполнили заказ Александра III, перед нами сооружение в истинно русском стиле и место cmepтeльнoгo paneнuя Александра II сохранено для потомков.
Начало публикации можно прочитать здесь.
Видео почти готово и Вы сможете получить небольшое представление об убранстве Спаса.
Спасибо, что прочитали!