Истории села Дединово может позавидовать не один город. Да и красоте природы тоже. И, если бы не вид на великолепный храм на противоположной стороне реки, возможно, я не позволила бы в прошлые выходные себе такие приключения)))). Но уж очень хотелось посмотреть на него вблизи. Поэтому, немного прокатившись по правому берегу, решилась на паромную переправу. ))))
Село расположено по оба берега Оки недалеко от Луховиц. И известно оно тем, что считается родиной того самого триколора, Российского флага.
Село это громко называют и родиной русского военного флота, и родиной морской пехоты. Как бы то ни было, история его очень интересна.
Село Дединово известно с XV века, хотя местные краеведы утверждают, что существовало оно с XIII-XIV веков. Это было государево село, население которого ловило рыбу и доставляло её в Москву «на обиход государя».
Расцвету Дединово обязано, как это ни странно, Смутному времени. До него место славилось богатыми пастбищами и лугами, с которых выкашивали тысячи тонн сена, да бурлацким промыслом. С давних пор здесь строили струги и лодки, чинили поломанные суда. В Смутное время Дединово стало местом строительства деревянных судов для поставок хлеба в осажденную Москву по Оке. Во времена правления Михаила Федоровича Романова, с 1613 по 1645 год, село по причине удобного речного расположения стало центром постройки судов для перевозки хлеба со всех окрестных земель, богатых пшеницей и плодородными почвами: Луховиц, Рязани, Ловцов, Белого омута (ныне Белоомут), Зарайска и Коломны.
К началу правления Тишайшего, отца будущего Петра Первого, Дединово уже становится мощным судостроительным местом с хорошо налаженной инфраструктурой. В 1669 году по приказу Алексея Михайловича рядом с тем местом, где располагается ныне Троицкий собор - на высоком и красивом берегу Оки, - поставили новые стапели и возвели корабль нового типа - европейского. "Орел" был 22-пушечным парусным судном и не походил на обычные боевые русские ладьи, барки и струги. Говорить, что Дединово - родина первого русского корабля, не совсем верно: русские испокон веков воевали на кораблях, торговали и путешествовали вплавь. Это родина первого русского корабля западного типа, так правильнее!
"Орел" прожил недолгую жизнь. Его строили, чтобы охранять царские грузы, направляемые в Астрахань и Каспийское море. Спустя два года корабль был захвачен молодцами Стеньки Разина. По одной версии, судно сожгли, по другой - отогнали в протоку, посадили на мель неграмотные ушкуйники, так и угробив творение царя Алексея.
Дединово вытянулось вдоль Оки на большое расстояние. Центральная часть, с церквями и старинными купеческими домиками — первый этаж каменный, второй деревянный — стоит прямо напротив паромной переправы, а вот памятник «Орлу» и современный кадетский корпус отнесены вправо, то есть на восток, приблизительно на полтора километра. Там в Оку впадает небольшая речушка Ройка ( говорят,что царь Алексей приказал вырыть эту речку-канал,чтобы спустить корабль в Оку). Вот около её устья и возвышается столб с изображением кораблика наверху, а также стоит мемориальный камень, сообщающий о спуске на воду «Орла». А еще впервые на "Орле", все в том же Дединове, подняли первый русский триколор.Из приходно-расходных книг явствует, что для изготовления «флага большого» были закуплены «ткани цветов черчатого, белого и лазоревого», то есть красные, белые и синие.
Именно с "Орла" голландский скульптор Герман ван Боллес сделал кораблик на шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
Представляете, все это происходило в далеком от столиц селе Луховицкого района.
А какая здесь Ока! Широкая, величественная,красивая! Паромная переправа- интересный аттракцион, рекомендую,к тому же это бесплатно.