На автомобили с двигателями внутреннего сгорания ставятся ручные и автоматические коробки передач (КПП). Все они содержат масло в картере, но функции, им выполняемые, несколько различаются в зависимости от типа коробки. Иногда это касается лишь допусков по применяемости используемых продуктов, но чаще те или иные виды трансмиссии требуют разного по срокам обслуживания, обычно сводящемуся к замене масла.
Виды автомобильных коробок передач
В современных автомобилях могут устанавливаться разные КПП:
• механические с ручным управлением рычагом на трансмиссионном тоннеле или рулевой колонке;
• механические с автоматическим или полуавтоматическим управлением (роботы);
• гидромеханические автоматы классического типа;
• вариаторы с передачей момента клиновым ремнём или цепью, в том числе гибридного типа с двухступенчатым автоматическим демультипликатором;
• преселективные КПП с двумя сцеплениями.
Каждый тип коробки использует своё масло, подобранное по характеристикам, очень редко применяются масла, разработанные под иной тип трансмиссии. Ошибка при замене ведёт к некорректной работе агрегата, поломкам и снижению ресурса.
Функции масла в КПП
На масло в картере коробки возлагается целый ряд задач, некоторые из которых не всегда понятны пользователю автомобиля:
• смазка подшипников, шестерён и прочих механизмов;
• предотвращение коррозии металлических деталей;
• сохранность уплотнений картера КПП;
• создание управляющих и силовых давлений в гидротрониках автоматических коробок;
• обеспечение нормированного коэффициента трения в фрикционах и синхронизаторах;
• создание турбинного эффекта в гидротрансформаторах;
• обеспечение температурного режима переносом тепла от нагревающихся элементов к радиаторам и теплообменникам;
• работа с продуктами износа механизмов и самого масла.
Правильно решать свои задачи масло может лишь тогда, когда его базовые характеристики укладываются в заданные диапазоны. По мере старения все параметры выходят из нормы, масло частично перестаёт работать. Изменяется вязкость, оптическая плотность, смазывающие и фрикционные свойства, срабатываются моющие и антивспенивающие присадки.
Наиболее критичные случаи
Выше всего роль масла в автоматических КПП. Если простая «механика» с потерявшим свои свойства маслом будет продолжать работать, то автоматы начнут сбоить ещё даже при исправных узлах и деталях.
Это не означает, что масло в механической коробке можно не менять. Чаще всего именно это и предлагают изготовители автомобилей, обещая пожизненный срок службы масла. Всё так и будет, только срок этот мало кого устроит. Сначала начнут отказывать синхронизаторы, которым в МКПП приходится тяжелее, чем всем прочим деталям, а затем начнётся разрушение беговых дорожек подшипников. Если продолжать ездить и в таком случае, то разрушатся куда более дорогостоящие валы, муфты и шестерни. Ремонт такой коробки станет вообще невыгодным занятием, проще приобрести контрактную.
Регулярная замена масла в МКПП продлит срок службы всех деталей и сможет поддерживать в чистоте внутреннее пространства картера. Учитывая прочность и надёжность механических коробок большинства производителей, такая трансмиссия сможет легко пережить по сроку службы двигатель, и не один.
Последствия работы на грязном и изношенном масле в случае автоматических КПП гораздо тяжелее. Здесь оно участвует в управлении гидравликой переключения передач, проходя через тонкие и деликатные электрогидравлические клапаны. Не менее важны свойства масла и для фрикционов. Обычно с них и начинается гибель масла в АКПП.
В тяжёлых режимах диски фрикционных муфт подгорают, продукты их износа бадут разноситься маслом по всей коробке. Нарушится сбалансированная работа гидравлики, отчего температура поверхностей ещё больше поднимется. А учитывая, что обычные АКПП и так работают с высокой температурой масла, то процесс приобретёт лавинообразный характер. Перегретое масло теряет все свои свойства сразу. Коробка будет «пинаться», отказываться включать передачи и выйдет из строя.
Ещё сложнее маслу в вариаторах. Здесь используется только своя, дорогая и сложная жидкость. Малейшее изменение её тщательно подобранных свойств приведёт к ускоренному износу самых дорогих деталей – пластинчатого ремня и его конусов. Плюс те же проблемы с гидротроником – блоком управляющих соленоидов, а также силовыми регулирующими поршнями.
Рекомендуемые сроки
Масло в коробках всех типов надо менять не реже, чем каждые 60 тысяч километров пробега в средних условиях эксплуатации. Для автоматов этот срок желательно сократить до 40, поскольку трудно зафиксировать всевозможные перегревы и прочие аварийные случаи, после которых масло быстро деградирует.
В АКПП одновременно с маслом меняется и фильтр. Уровень выставляется строго по инструкции, способы его контроля могут быть самыми разными. В идеале используется двойная замена, поскольку всё масло слить невозможно. В первый раз меняется масло способом слива и долива до уровня, а во второй, после пробега около 100 км, со снятием поддона и заменой фильтра. Соблюдение условий и сроков замены не сделает коробку вечной, но позволит полностью реализовать отведённый ей ресурс в данных режимах эксплуатации.