Найти тему
джазовые пластинки

Про бирюзу, радугу и Нэта 'Кинг' Коула

Оглавление

В попытке понять стоит ли гоняться за одноцветными (в частности бирюзовыми) этикетками Capitol я обратился к альбому возможно главного героя лейбла пианиста и певца Нэта 'Кинг' Коула. Примечательно, что пластинка указана на википедии, как compilation, то есть по-простому, сборником, дискогз же, как и текст на обратной стороне конверта, ничего подобного не предлагает.

Слева оригинальное издание пластинки с бирюзовой этикеткой, справа последовавшее спустя год переиздание
Слева оригинальное издание пластинки с бирюзовой этикеткой, справа последовавшее спустя год переиздание

В действительности на пластинке собрали записи, сделанные в период 54-56 годов и прежде выпущенные исключительно в формате синглов, поэтому альбом будто бы лишен общей концептуальной канвы - тем не менее объединяют дюжину мелодий аранжировки Нельсона Риддла и собственно бархатный голос маэстро.

Сингл конца '55 года с вошедшей в альбом мелодией I'm Gonna Laugh You Right Out Of My Life
Сингл конца '55 года с вошедшей в альбом мелодией I'm Gonna Laugh You Right Out Of My Life

При более пристальном изучении пластинок в глаза бросаются непривычно сложные для жанра матрицы - редкий джазовый лейбл в то время мог похвастаться какими-то уточнениями на сбеге после собственно индекса альбома (вспоминается разве что Contemporary, да и то, преимущественно на крайне популярных у публики пластинках вроде My Fair Lady трио Шелли Мэнна).

Тут же, T1-870-D2 # 4 (вторая сторона T1-870-D2 # 2) на пластинке с бирюзовой этикеткой (предположительно 57 год) против T1-870-N28 # 3 (вторая сторона T1-870-N21) на издании с радужной этикеткой и вертикальной надписью High Fidelity (58 год).

Расшифровать кэпитоловскую систему проще тем, кто уже не первый год коллекционирует пластинки с рок-музыкой, остальным же придется посложнее - T1 означает первую сторону, 870 каталожный номер пластинки, D/N говорит о том, какая техника и источник были использованы при нарезке (существует предположение, что D означает, что задействовались оригинальные пленки, N - копии с мастерленты), следующая цифра означает номера стэмпера (негатива), а за # судя по всему скрывается уже номер позитива (позитива матрицы). Кроме прочего обе пластинки могут похвастаться символом наковальни - так, примерно до 63 года обозначался завод Scranton, на котором за редким исключением печатались пластинки лейбла.

Символ, означающий печать на заводе Scranton (после ~ '63 года был изменен)
Символ, означающий печать на заводе Scranton (после ~ '63 года был изменен)

Capitol очевидно выступал на эстрадной стороне джаза, чем и объясняются судя по номерам на сбеге впечатляющие тиражи - подобной, требующей разъяснений системой матриц, пользовался и другой, еще более крупный, но не брезгующий джазом игрок, лейбл Columbia.

Что касается конвертов, то тут все куда проще - они идентичны и оба скромным шрифтом в правом нижнем углу напоминают о том, что пластинка была отпечатана на заводе Scranton.

Зачем платить больше, если нет разницы?

И действительно, возня с матрицами до изнеможения скучна - что будет если поставить пластинки на вертушку?

На второй стороне (T1-870-D2 # 2 vs. T1-870-N21) более выигрышно звучит голос Нэта на оригинальном издании - порой даже кажется, что имеет место несколько другой микс, где голос слегка выдвинут вперед по отношению к оркестру, появляется ощутимый дополнительный объем. На первой же стороне (T1-870-D2 # 4 vs. T1-870-N28 # 3) внезапно наоборот местами ярче оказывается переиздание - в оригинале на бодрой аранжировке B2 оркестр несколько утоплен и звучит чуть дальше, чем хотелось бы.

По картинкам выше отчетливо видно, что по уровню пластинки практически не отличается, а после прослушивания обоих вариантов остается крайне приятное послевкусие и твердое желание оставить в коллекции обе копии, несмотря на непринципиальность их различий.

Как уже замечал выше, варианты с буквой D первичны по сравнению с матрицами с буквой N - первые попросту не появляются на более поздних изданиях. Скажем, для переиздания начала шестидесятых, с логотипом Capitol помещенным в верхнюю часть этикетки, характерны матрицы вроде T1-870-N30 /34 и подобные.

Как быть?

Довериться случаю. Провозившись несколько часов с двумя пластинками я получил несравненное удовольствие невольно вникая в тонкости аранжировок Нельсона Риддла, нюансов исполнения Нэтом хорошо знакомых (That's All, Never Let Me Go, I'm Gonna Laugh You Right Out Of My Life) стандартов; поводом могла стать любой из запечатленных на фото изданий альбома 1957 года.