Одним из реальных прототипов советского Штирлица можно было бы назвать человека, необычайно впечатлившего Юлиана Семёнова при личном общении. Встретились они с разрешения ГРУ в 70-е годы. Во время войны разведчик сам не находился в Германии, но собирал при этом для советского командования уникальные сведения.
Ян Петрович Черняк создал особую группу разведчиков, ни один из которых никогда не был провален. В неё входили порядка 20 человек, работавших в высших учреждениях Рейха. Сам Черняк перемещался из Франции в Швейцарию и Великобританию, но к нему стекалась важнейшая информация от людей, занимавших очень высокие посты в фашистской Германии.
Умнейший человек, Ян Петрович родился в Черновцах, в еврейской семье, очень рано потерял родителей и воспитывался в приюте. Но при этом не потерял тяги к знаниям и к 20-ти годам в те сложные времена сумел выучить семь языков. При этом на немецком говорил на уровне уроженца западногерманских земель.
Впервые советская разведка заметила его во время обучения в Берлинском политехническом колледже. Уже тогда он был членом Коммунистической партии Германии. На предложение бороться с фашистским режимом он ответил согласием.
Создание резидентуры начиналось с Румынии. Уже к 1934 году Черняк возглавил сеть, действующую в этой стране и за её пределами. На некоторое время ему пришлось уехать в Москву, чтобы хорошо выучить русский язык и обучиться профессиональной разведке.
Под псевдонимом «Джен» Ян Петрович организует сеть агентов в Швейцарии. Обаятельный и общительный, он легко находит людей, готовых передавать информацию Советскому Союзу. Первостепенные его интересы направляются на Германию.
Среди завербованных людей только ценные источники высокого уровня. Такие, как секретарь министра, глава исследовательского отдела авиационной фирмы или офицер разведки. В Центр идёт информация практически по всем системам оружия, разрабатываемым в Европе.
Сам Черняк обладал необычайной памятью. Он спокойно запоминал с одного прочтения до десяти страниц текста на любом известном ему языке, мог воспроизвести расположение нескольких десятков предметов в помещении. Близко знавшие его люди отмечали необыкновенный артистизм и даже некоторый гипнотический дар, присущий разведчику, его хорошую физическую форму.
Вершиной «творчества» разведчика стало создание неуловимой и полностью неизвестной до сих пор группы «Крона». Ни к кому из них Гестапо не сумело даже приблизиться. Среди них были люди в Гестапо, Абвере и даже Ставке фюрера. Единственные фамилии, «засвеченные» в книге сына Лаврентия Берии – Ольга Чехова и Марика Рёкк. Они вращались в ближайшем кругу Гитлера и общались с ним самим.
Откуда узнал об этом сын Лаврентия Павловича? Да просто он работал вместе с отцом над снабжением Сталина конфиденциальной информацией. Но и эта книга вышла в печать после смерти Черняка.
Официально ГРУ эту информацию не подтверждает, но и не отрицает. Имена остальных агентов засекречены и сегодня, поскольку из прошлого в настоящее можно было бы провести определённые параллели и сделать выводы о некоторых, работающих в наши дни в разных странах людях.
Во время войны от группы Яна Петровича шли сотни страниц технической информации, новейших разработок из Германии и других стран Европы. Они сразу шли «на разбор» советским инженерам и конструкторам. Работал разведчик и по ядерным программам.
После войны Черняк работал референтом в ГРУ, затем переводчиком в ТАСС. Временами выполнял разведывательные задания в Европе. Он так и остался вольнонаёмным служащим Вооружённых Сил. Соответствующим был и размер пенсии, которую государство выплачивало человеку, экономический эффект от работы которого можно было исчислять миллиардами рублей.
Ни одной советской награды у него не было. Уже в новой России 1994 года вышел Указ Президента о награждении героя званием Героя России с вручением Золотой Звезды. По одним сведениям, супруга принесла ему награду в больницу, на что последовал слабый ответ: «Спасибо, что не посмертно». По другим – она не успела сделать и этого.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал