В Советском Союзе, практически с момента рождения социалистической родины, образовались крайне патриотические движения: сборы школьников-пионеров для временного пребывания среди природы с целью отдохнуть по-комсомольски, а заодно и получить порцию оздоровления.
И нет!
Со срочной службой в армии и другими “лагерями” ничего общего это действо не имеет.
Браво! Конечно же речь идет о пионерских лагерях, где летние каникулы разбавлялись отрядным патриотическим отдыхом. Первые места сбора юных носителей красных галстуков появились еще в 1920-х и создавались добровольцами по месту жительства или при крупных предприятиях. Изначально молодежные отряды под предводительством вожатых получали патриотическое воспитание, проводили массовые спортивные мероприятия длиной в половину летних каникул, а также оказывали помощь жителям сёл и деревень, в том числе в виде просветительской деятельности среди сверстников.
Так и продолжалось вплоть до распада Советского Союза.
Об эпохе страны победившего социализма ведется вечная баталия добра со злом: кто-то говорит: “Там ели детей” - другие считают красные времена эталоном утопии. И не важно, кто прав, а кто “эксперт”. По рассказам нашего старшего поколения, можно сложить представление о некой грани добра и зла в быте советского человека, а в нашем случае - о пребывании в команде пионерского отряда. Белой частью разумеется будет действительно достойное воспитание будущего страны, а черную часть оставим для телевизионных баталий. К концу существования социалистической родины сердечный трепет красного знамени угасал - воспитание патриотов становилось скорее обязаловкой и выполнением поставленной задачи. Следом пришла перестройка и смысл пионерских лагерей моментально угас.
Территории с домиками, верандами, спорт-площадками, памятниками вождям и прекрасными аллеями перешли под хозрасчет, самофинансирование или под кооператив. Детский оздоровительный патриотический отдых мутировал в способ заработка. Многие пионерские лагеря попали в частные руки-капканы и переработаны под коммерческие нужды нового индивидуального хозяина.
Но образ летнего лагеря продолжал существовать, сменилась цель, а задний план остался тот же: глубоко в недрах нетронутой природы, у живописных мест лесов, степей, гор и речных русел, прятались уютные домики летнего досуга молодежи. Наше среднее поколение помнит время проведенное в летнем лагере как долгожданный глоток свободы от родителей в компании вожатых выпускников учебных заведений соответствующего профиля.
Личная жизнь подростков еще не была перенесена в антиутопию социальных сетей на экранах смартфонов - и нет, это не чтение моралей -, предпубертатный период нужно было усмирять и летний лагерь, порой, был лучшим местом для изгнания внутренних демонов подрастающего поколения. Период смены в летнем лагере был возможностью воплотить великие шалости, которые не позволяло домашнее положение. Зачастую вожатым было наплевать на подопечных, что развязывало многим деткам руки. И это было прекрасное время, канувшее в ностальгию.
Время идет, вода точит скалы, песок уходит сквозь пальцы, а переродившееся из пионерских в просто детские лагеря стремительно теряли свою значимость.
Возможно и по сей день их существует множество, но та атмосфера давно забытой пионерии или бездумного времяпрепровождения точно утрачена навеки. Современные базы отдыха, сформированные на костях летних детских лагерей, наверняка устроены сугубо по тематическому скелету активного отдыха.
Некоторые памятники того отрядного величия красных галстуков перерождаются обратно в пустующие места среди естества природы. Асфальт прорывает зелень, стебли опутывают уходящие в грунт строения, живописные водоемы поглощает болотная флора, любые строения воздвигнутые людьми без их присутствия миллиарды живых делящихся зеленых клеток поглощают и подминают под себя.
Все заброшено и гниет - проще говоря.
Просьба любить и жаловать - лагерь Феникс. Возвращаясь к теме о перерождении: феникс - гордая птица сгорает в пламени, чтобы снова выйти красивой и гордой из кучки собственного пепла. Данное место крайне примечательно степенью поглощенности индустриального материала лапами разнообразной растительности. Асфальтовые дорожки и лестницы с трудом просматриваются у подножий деревьев сквозь плотный травяной ковер. Речка заболочена и похожа на ручей после дождя. Домики постепенно рушатся и сбрасывают с себя одряхлевшие доски.
Однако в свое время данное место было примечательно памятником авиастроению, расположенном прямо посреди площадки для культмассовых мероприятий, что всегда плотно врезалось в память молодому поколению. К сожалению на сегодняшний день от памятника самолету остался лишь раскуроченный постамент, но оно и к лучшему: самолет достался не любителям сдать металлолом, а перешел в руки музею.
Сколько ещё таких мест на необьятных просторах нашей Родины?