Уже несколько десятилетий не утихают споры о том, а не скопировал ли создатель легендарного советского АК-47 М. Калашников свой автомат с более чем удачного немецкого «штурмгевера» StG 44 Хуго Шмайссера? Очень уж похожими они получились. Да и сам немецкий оружейник после войны трудился на Ижевском оружейном заводе, будучи в советском плену.
Шмайссер не создал ничего нового
Прежде чем сравнивать между собой советский и немецкий автоматы, нужно ответить на вопрос, была ли вообще оригинальной конструкция StG 44, и что нового и уникального внес в нее Шмайссер? Ответ для кого-то будет неожиданным, но по большому счету ничего нового в конструкции «штурмгевера» нет, как, впрочем, и в конструкции АК.
Вспомним, например, как выглядел американский ручной пулемет Льюиса образца 1923 года. На фото можно увидеть и отдельную пистолетную рукоятку, и расположенную сверху газоотводную трубку, и даже рожковый магазин, примыкаемый снизу.
К созданию промежуточного автоматного патрона Хуго Шмайссер также не имел никакого отношения. Так, еще в середине 30-х годов прошлого века в СССР шли дискуссии о том, стоит ли создавать автоматическое оружие под винтовочные патроны уменьшенного калибра, например, под уже существующий патрон .25 Remington калибра 6.54 мм.
Правда, отклика в умах советских военных того периода подобная идея не нашла, зато уже в 1940 году в управлении сухопутных сил вермахта были сформулированы требования к новой штурмовой винтовке под патрон фирмы «Польте» калибра 7.92x33.
Из алтайского села - в конструкторы
Калашников с самого детства увлекался сборкой различных механизмов. Еще до войны, получив воинскую специальность механика-водителя танка, он разработал сразу несколько оригинальных устройств для советских бронемашин - счетчик выстрелов из пушки, приспособление для повышения точности стрельбы из личного оружия через амбразуры, счетчик моторесурса. Последний в 1940 году даже был рекомендован в серийное производство.
В 1941 году Михаил Тимофеевич получает ранение и возвращается в мастерскую на железнодорожной станции Матай к своей прежней работе. Там, на имеющемся станочном оборудовании он создает свой первый пистолет-пулемет, оказавшийся, правда, слишком сложным для производства в условиях военного времени.
Тем не менее на Калашникова обратили внимание и далее стали привлекать ко всем конкурсам на создание автоматического оружия. В 1942 году его направляют на работу в научно-исследовательский отдел Главного артиллерийского управления в подмосковном Щурове.
Создание АК
В 1943 году в руки советских конструкторов попал трофейный немецкий автомат MKb.42(H), после чего возникла идея создания собственного автомата под промежуточный патрон и, собственно, самого патрона. Правда, речь о заимствовании идей Хуго Шмайссера не шла.
В 1944 году были готовы образцы автоматов Судаева, Токарева. В 1946 году в Ижевске советскими властями была собрана группа конструкторов, которая должна была создать новое автоматическое оружие. В ней оказался пленный Шмайссер, но вот сам Калашников в этой группе не числился.
Дело в том, что опытный АК уже был к этому времени готов. Калашников участвовал в конкурсе, представив в нем свой автомат образца 1946 года. До 1948 года конструкция дорабатывалась на заводе Дегтярева в Коврове, и лишь в марте того же года Калашников был отправлен в Ижевск, где работала группа Шмайссера. Там должно было начаться развертывание массового производства уже готового АК-47.
Внешнее же сходство немецкого и советского автоматов объясняется лишь схожестью назначения и примерно одинаковым временем создания. При этом различия в конструкции весьма существенны: у «немца» запирание ствола производится перекосом затвора, у АК - поворотом.
Для присоединения магазина StG 44 имеет приемную горловину, в АК-47 магазин вставляется снизу в окно ствольной коробки. Автоматы имеют разные переводчики огня, отличается ударно-спусковой механизм и так далее.
Поэтому и говорить о том, что Калашников что-то скопировал у Шмайссера нельзя - все решения к тому времени уже были известны, оставалось лишь выбрать лучшее и правильно все скомпоновать, с чем Михаил Тимофеевич Калашников блестяще справился.