Несколько веков христианство было вне закона: все исповедующие Христа люди подвергались жестоким гонениям и казням путем распятия.
Только при императоре Константине в 313 году ситуация изменилась, был подписан Миланский эдикт, который провозглашал свободу вероисповедания. Теперь все христиане могли не только молиться, нее опасаясь за свою жизнь, но и возводить храмы.
Скоро император, мать которого, святая равноапостольная Елена, была христианкой, понимает, что его огромную империю должна объединять одна религия.
Христианство становится основной религией в Византии
Вера в воскресшего Христа быстро стала распространяться на территории империи, однако в некоторых регионах стали возникать разные ереси.
Эти сомнительные религиозные направления использовались в качестве политических рычагов для обособления регионов и их дальнейшего отделения.
Арийская ересь и отрицание Пресвятой Троицы
Самой яркой стала ересь Ария, которая утверждала, что Сын Божий был творением Бога, а не единой с Ним сущностью. То есть изначально не было Святой Троицы, а был только Бог.
Распространялось лжеучение подобно болезни: сначала священники, клир, потом начали отпадать от православной веры миряне. Возникла опасность укоренения арийства.
Первый Вселенский Никейский Собор
Император вскоре решает привести к единомыслию все возникающие ответвления христианства и собирает в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никеи.
Необходимость собора диктовали и религиозные, и политические причины: государство должно объединяться религией, а не разделяться на отдельные регионы.
Результаты созыва Первого Собора
Итогом Первого Никейского Собора было низложение арийской ереси и утверждение слов Символа веры, в котором Господь Иисус Христос называется единосущным Отцу.
Кроме утверждения основ веры, император Константин призвал всех архиереев к мирному сосуществованию.
Интересно! До Собора Константину священнослужители из всех регионов приносили написанные друг на друга жалобы. Император не стал рассматривать письма, а поступил мудро: он запечатал их своей печатью до конца Собора. После утверждения Символа веры и осуждения ереси, Константин при всех сжег эти жалобы, тем самым показывая, что начинается новый этап жизни Церкви.