Найти тему
Ностальгия по СССР и 90-м

4 самых опасных самолета гражданской авиации СССР

Оглавление
Какие Тушки, Илы и Аны прославились своей ненадежностью?
Какие Тушки, Илы и Аны прославились своей ненадежностью?

Авиатранспорт во времена СССР был поистине массовым видом пассажирского транспорта, а билет на самолет был не намного дороже поезда. Ежедневно тысячи рейсов единственной авиакомпании Аэрофлот летали в самые удаленные уголки страны не только из Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик, но и соединяли авиасообщением даже региональные города, например, были прямые рейсы Донецк-Иваново, Волгоград-Свердловск и т.п. В отдаленных районах широко была развита местная авиация. В 1980 году самолетами Аэрофлота было перевезено 103 млн. пассажиров, а в 1990 - 131 млн.

Основными рабочими лошадками в 1960-80-х годах были турбовинтовые лайнеры Ил-18, Ту-114, Ан-10 и Ан-24, реактивные Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ил-62, Як-40 и первый советский широкофюзеляжный аэробус Ил-86.

Однако при таком большом объеме перевозок несомненно часто случались и печальные происшествия, которые тогда было не принято афишировать, чтобы не подрывать веру граждан в безупречность советской строя и советской авиации. В обстановке секретности о них рассказывали лишь летному персоналу, а простые пассажиры порой даже не могли представить себе, что летят на самолете с крайне сомнительной репутацией.

При составлении нашего антирейтинга мы учитывали только случаи отказа техники, конструктивные недостатки, а также ошибки экипажа и наземных служб на рейсах Аэрофлота до 1992 года. Внешние факторы как диверсии, столкновения, экстремальные погодные условия и т.п. в расчет не принимались. Коэффициент считался как: Число инцидентов / ( Размер флота самолетов Аэрофлота * Число лет эксплуатации).

4.Ил-18 (1959 - конец 1980х)

Ил-18
Ил-18

Один из первых массовых советских газотурбовинтовых самолетов (до этого выпускались преимущественно поршневые) для авиарейсов большой протяженности до 6500 км с крейсерской скоростью целых 620 км/ч впервые поднял в воздух пассажиров в 1959 году. На борт машина могла взять до 122 пассажиров.

В отличие от Ту-104 и многих других, это был первый в СССР самолет, изначально спроектированный как пассажирский, а не переделанный из бомбардировщика, так как в Союзе вся промышленность работала на оборонку. Характеристики лайнера как скорость и вместимость были схожи с украинским конкурентом Ан-10 за исключением большей дальности полета.

С 1960-х до конца 1970-х Ил-18 оставался основным самолетом для перелетов средней и большой дальности, на нем выполнялось более 30% всех рейсов. Хотя лайнер часто характеризуют как надежный, частенько самолет подводили ломающиеся винты и воспламеняющиеся запорожские двигатели АИ-20, а также несовершенная навигационная система. За время эксплуатации с 450 воздушными судами Аэрофлота из-за отказов техники произошло около 5 инцидентов, еще 11 - из-за ошибок пилотирования и аэродромных служб, а также по неизвестным причинам. Среднегодовые потери флота самолетов - 0,15% за год эксплуатации.

Пассажиры же жаловались на сильный шум до 120 дб и вибрацию от моторов, в особенности на передних рядах у винтов, а также на то, что самолет в отличие от реактивных проваливался в каждую воздушную яму.

Аэрофлот полностью прекратил выполнение регулярных рейсов на Ил-18 в конце 1980х, хотя активное списание самолетов началось еще в конце 1970х.

3.Ту-104 (1956-1979)

Ту-104
Ту-104

Первый в СССР реактивный пассажирский лайнер (а в 1956-1958 годах - единственный во всем мире летающий реактивный гражданский лайнер) с двумя двигателями, встроенными в крылья у фюзеляжа, был сконструирован на базе военного Ту-16 и долгое время не мог побороть детские болячки, что привело к множеству грустных инцидентов. Кроме того, чтобы обскакать капиталистов-европейцев с их Каравеллой и американцев с Боинг-707, советские лидеры дали добро на допуск лайнера к полетам, хотя он был еще сырым. Более поздние модицикации могли брать на борт до 100 пассажиров и перевозить их на расстояние до 2600 км со скоростью 750-800 км/ч.

В 1956 году Ту-104 стал советской сенсацией авиасалона в лондонском Фарнборо, но обычные летчики его откровенно побаивались - постоянно отказывающие двигатели, отказы электропитания, подхваты на эшелоне, сваливание на низких скоростях. Технические причины привели к потере 7 бортов, человеческий фактор - еще 2 самолетов. Среднегодовой коэффициент инцидентов - 0,30%.

В 1960 году выпуск самолета прекратили, сделав около 200 "тушек". Они летали рейсами Аэрофлота вплоть до 1979 года, когда после потери борта из-за ложного срабатывания датчика возгорания двигателя около Внуково их навсегда отстранили от гражданских полетов.

2.Ан-10 (1959-1973)

Ан-10
Ан-10

Первый в СССР турбовинтовой лайнер с широким фюзеляжем и нестандартным верхним креплением крыла создавался для перевозки большого количества пассажиров на сравнительно короткие расстояния, и в отличие от Ту-104 мог садиться на ВПП с грунтовым покрытием, которые тогда в южных регионах не были редкостью. Ан-10 был рассчитан на перевозку 112 пассажиров на расстояние до 2000 км со скоростью 650 км/ч. 

Поначалу Аэрофлот не нарадовался новой машине, т.к. она была неприхотлива и мало кушала топлива, являясь самой рентабельной в своем классе. Однако в процессе эксплуатации выявились и ее темные стороны - лайнер "клевал" носом при обледенении с выпущенными закрылками, а двигатели АИ-20 не отличались надежностью. В 1960 году выпуск самолетов прекратили, но уже выпущенные выходили в рейсы, хотя у лайнера единственного не было допуска к международным полетам.

В начале 70х после двух разрушений самолета прямо в полете из-за усталостных трещин центроплана, вызванных гибкими крыльями, в 1973 году все 90 бортов спешно были списаны после 14 лет эксплуатации. В них при обследовании также были выявлены трещины. Коэффициент потерь бортов составил 0,54% флота в год.

Тем не менее использование грузовой версии Ан-12 с усиленными панелями было продолжено, и они по сей день доставляют в банановых республиках гуманитарные грузы.

1.Ту-124 (1962-1979)

Ту-124
Ту-124

Уменьшенная и немного допиленная версия Ту-104 с турбовентиляторными движками и скоростью 850 км/ч предназначалась для коротких маршрутов до 2000 км и вмещала до 56 человек, и в основном 7 в европейской части СССР. В парке Аэрофлота находились около 90 таких самолетов, и в 70е они обеспечивали порядка 10% пассажирских перевозок.

К сожалению, машина переняла все болячки своего старшего брата, став рекордсменом нашего рейтинга. За 17 лет полетов из-за периодических отказов руля высоты, авиагоризонтов и двигателей были потеряны 7 лайнеров, еще 3 - из-за ошибок экипажа и неясных причин (в модели самолетов выпуска 1950-60х годов речевые регистраторы не устанавливали). Аварийность составила 0,66% флота в год.

С середины 70х шумные и ненадежные Ту-124 стали активно заменять на более современные Ту-134 с расположением двигателей в хвосте, а в 1979 году после очередного падения с эшелона под Кирсановом из-за непроизвольного выпуска закрылков лайнеры были спешно сняты с пассажирских рейсов.

👍 Подписывайся, ставь лайк, комментируй!