Найти тему

Что такое синдром Аспергера у подростков?

Оглавление

Синдром Аспергера относят к расстройствам аутистического спектра. Он проявляется серьёзными нарушениями адаптации человека в социуме вкупе с поведенческими моделями и интересами, которые ограничены и регулярно повторяются (вплоть до автоматических действий). При этом интеллектуальные и речевые способности у таких людей, на первый взгляд, выглядят вполне нормальными.

Ганс Аспергер, педиатр из Австрии, в 1944 году сделал описание четырёх клинических случаев этого расстройства у детей. Особенно страдали у них невербальные коммуникативные навыки. Также эти дети не понимали чувств других людей, а движения у них выглядели нелепыми и неуклюжими. Безусловно, все эти особенности поведения и по сей день являются серьёзным препятствием для полноценной социальной адаптации таких пациентов. Сам Аспергер, описывая синдром, говорил об аутичной форме психопатии, последствием которой может быть социальная изоляция.

Еще больше полезной информации о медицине и аккредитации медработников читайте на сайте Академии медицинского образования

Как ведут себя подростки с синдромом Аспергера?

Как правило, диагноз синдрома Аспергера не вызывает значительных трудностей у специалистов. Его чаще устанавливают в детском возрасте, когда родители начинают замечать у ребёнка целый спектр «странностей» и «несоответствий» в поведении. Позже, в подростковом возрасте, течение заболевания приобретает более яркий и порой драматический характер. Период взросления и без того является переломным для молодых людей, а если подросток страдает ещё и расстройством аутистического спектра, ему требуется постоянное наблюдение со стороны лечащего врача.

В целом, симптоматика заболевания у подростков мало чем отличается от взрослых людей. Как правило, они:

  • не всегда осознают и принимают правила, признанные в социуме;
  • лишены чувства эмпатии к другим людям;
  • не могут внятно рассказать о том, что думают или чувствуют сами, несмотря на отсутствие проблем с интеллектом и речью;
  • склонны к проявлению грубости и эгоизма, но часто только на первый взгляд;
  • не любят зрительный контакт;
  • рано проявляют склонность к педантичности и автоматическому поведению (например, им свойственно изо дня в день следовать определённому расписанию, а когда оно по каким-то причинам меняется, подросток раздражается и проявляет беспокойство);
  • не любят близкого контакта с окружающими и прикосновений посторонних людей;
  • проявляют повышенное внимание к мелочам и деталям;
  • живо интересуются какой-нибудь необычной или узконаправленной сферой деятельности.

Иногда у них полностью отсутствует мимика, а моторика выглядит слишком стереотипной. У подростков с синдромом Аспергера движения выглядят заторможенными, автоматичными, речь часто выстроена по принципу монолога, лишённого эмоциональной окраски. Чем старше становится человек, тем более узконаправленными и «сфокусированными» становятся его стремления и увлечения. Если они находят поддержку в этом у родителей, сверстников или педагогов, то успешно могут вовлечь в своё хобби окружающих людей.

Часто таких подростков (а позже и взрослых) называют «активными, но очень странными». Люди, не понимающие сути этого расстройства, могут считать их зацикленными на себе эгоистами, хотя на самом деле человек, как и другие, стремится быть замеченным и признанным. Чуткость и понимание могут стать первыми шагами на пути социального взаимодействия с этими пациентами, и чем раньше они получат поддержку и понимание, тем легче будет впоследствии протекать болезнь.

Подростки с синдромом Аспергера проявляют по отношению к другим людям так называемый «избирательный мутизм». Иными словами, они очень осторожны в контактах с большинством людей и выбирают из них тех, кто им понравился. Безусловно, причина такого поведения часто кроется в прежних социальных контактах, которые завершились неудачно.

Полностью излечить синдром Аспергера невозможно, но если работа специалиста (психотерапевта, психолога и проч.) будет направлена на социальную адаптацию пациента, он может не только стать полноценным членом социума, но и применить на практике свои необычные способности и таланты.

Читайте также: