Очередной вечер выходного дня. На этот раз мы выбрали к просмотру фильм «Земля кочевников».
Это кино о людях – приверженцах современного движения (пока не слишком популярного в России) под названием караванинг. Его суть – жизнь в путешествии по стране в приспособленном для жилья фургоне, постоянная перемена мест. Свой дом может быть, а может его и не быть. В общем, такие хиппи-минималисты на колесах.
Главная героиня фильма Хлои Чжао – одна из таких. Ей около 60, и ее зовут Фёрн.
Она теряет любимого мужа, работу, продает дом, расплачивается с долгами и отправляется колесить по американским дорогам. С собой только вещи первой необходимости, и те старые – но дорогие сердцу, с историей.
Образованная женщина работает от случая к случаю на складах и в кафе, моет туалеты, ночует на парковках, встречается с близкими по духу людьми – такими же кочевниками, в большинстве своем пенсионных или предпенсионных лет (молодежи меньше).
Как видит зритель из рассказанных ими историй – на дорожную жизнь толкает одиночество или личная потеря. Или тяжелая болезнь, заставившая переоценить привычные цели и ориентиры.
Фёрн доброжелательна, тактична, искренна и всегда готова помочь. Новый образ жизни приходится ей по душе. Несмотря на то, что движение повторяется – она посещает все те же места, работает на тех же складах, встречает тех же попутчиков.
Это не «бомжевание», не бродяжничество от безысходности. Героине дважды предлагают крышу над головой – неравнодушный к ней пожилой симпатичный мужчина, такой же путешественник, как и она, сестра с семьей. Ей были бы и в самом деле рады. Но нет.
Напоследок Фёрн возвращается в нежилой дом, где была счастлива с мужем, в умирающий городок Эмпайр, чтобы еще раз посмотреть на его стены и запылившиеся предметы. Но это не замкнутый круг, а лишь новый виток спирали. Она едет дальше.
Мне представляется, что в какой-то момент герои фильма, путешественники, бегут из мест, накопивших столько боли и памяти, что оставаться в них невыносимо.
Дорога – их исцеление, их свобода, их любовь, которая продолжается и после смерти. Фёрн не случайно говорит, что она в браке – с умершим. Как будто муж куда-то отъехал по делам, но скоро они встретятся вновь. Ведь на дорогах происходит столько встреч, если вдуматься – никто никуда не исчезает, и пейзажи за окном машины цикличны.
Фильм понравится не всем, особенно он «не зайдет» любителям динамичных сюжетов и определенных финалов. Есть в нем некая идеализация путешественников – мне кажется, в жизни они далеко не всегда так прекрасны и романтичны (как, впрочем, и хиппи). Сцены с походом по нужде в поле, несмотря на то что они - «честные», я вообще бы убрала.
Но впечатление от ленты – светлое. Френсис МакДорманд – хорошая актриса.